• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Синим воротничкам» пора учиться бизнесу: это необходимо, чтобы уменьшить риски бедности среди выпускников СПО

Система образования не преуспела в том, чтобы развивать у студентов предпринимательские компетенции. Это известно из нескольких исследований, которые касались, в основном, вузов. Есть данные, которые позволяют считать, что в колледжах с этим всё ещё печальнее. А между тем, учить «синие воротнички» предпринимательству необходимо, это помогло бы решить ряд социальных проблем. Тому, как можно развивать эту идею, посвящен проект Ольги Романовой (Центр развития навыков и профессионального образования). Только что он получил грант Вышки в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».

«Синим воротничкам» пора учиться бизнесу: это необходимо, чтобы уменьшить риски бедности среди выпускников СПО

Автор проекта напоминает, что выпускники профессиональных программ менее успешны на рынке труда по сравнению с выпускниками вузов. Это проявляется и в меньших шансах устроиться на работу, и в размерах зарплат. Выпускники колледжей становятся более уязвимыми перед безработицей и низкими доходами. Развивать предпринимательские компетенции именно у них – возможность смягчить эту ситуацию, как следствие, повысить социально-экономический статус этой группы и снизить социальную напряженность в обществе. 

Предстоит найти лучшие практики обучению предпринимательству в СПО и масштабировать их – для этого будут проводить интервью с преподавателями- экспертами, но прежде всего выпускниками, изучать их образовательный опыт, смотреть, в том числе, на мировые кейсы. Пока главный источник данных – демонстрационный экзамен Ворлдскиллс Россия по компетенции «Предпринимательство». В 2021 году его сдали чуть меньше трех тысяч студентов СПО, из них всего 40% подтвердили владение компетенцией на уровне национальных стандартов. «Эти данные позволяют сделать выводы о том, что предпринимательству в колледжах зачастую учат недостаточно эффективно», – заключает Ольга Романова. 

Подробнее о шести проектах, победивших в конкурсе молодых ученых Вышки на проведение фундаментальных и прикладных исследований в области изучения возможностей укрепления человека в разных сферах можно прочитать здесь