• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Цифра» повышает социальный статус учителя: это может стать козырем в руках тех, кто продвигает технологии в школе

Все, наверное, знают байку, как в какой-то школе учительница писала маркерами на интерактивной доске. Вполне верится, потому что цифровая трансформация школ вызывает противоречивый отклик «на местах»: одни охотно осваивают новые технологии, вторые не торопятся, третьи просто саботируют. Вторничный семинар Инобра был посвящен роли «человеческого фактора» в цифровизации школы, если точнее – социокультурной стороне процесса.

«Цифра» повышает социальный статус учителя: это может стать козырем в руках тех, кто продвигает технологии в школе

ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ «ПРИЗЕМЛЕНИЯ»

Исследования велись параллельно в России и Венгрии, их представили Диана Королева и Никита Котик из Лаборатории инноваций в образовании и Ласло Хорват из Института образования и психологии Будапештского университета. Идея заключалась в том, чтобы опросить педагогов (в анкетах они рассказывали о своем отношении к «цифре», ее использовании в обучении, и общечеловеческих ценностях), а потом, обработав ответы статистическими инструментами, интерпретировать взаимосвязи внутренних установок, опираясь на типологию культурных измерений Хофстеде.

«Мы рассматриваем процесс цифровизации как инновацию, а любая инновация, помещенная в разные контексты, ведет себя по-разному. На приземление влияет среда, всё зависит от того, как ее принимают разные группы акторов»

Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией

В исследованиях приняли участие 2 тысячи российских учителей (92% женщин, средний возраст – 43 года) и 1,5 тысячи венгерских (73% женщин, средний возраст 49 лет). Докладчики предупредили, что делать далеко идущие социологические выводы, как «цифру» принимают в российской и венгерской школе, было бы не совсем корректно, потому что исследование посвящено скорее личным мотивам, их трансформации и культурным основам. На семинаре в большей степени представили эту перспективную методику.

МЫ МЫСЛИМ КОЛЛЕКТИВНО

Типология культурных измерений Герта Хофстеде – можно сказать, культовая теория в науках об обществе. На ней строятся исследования кросс-культурной коммуникации, то есть взаимодействия людей, представляющих разные культуры. Сама теория построена на том, как культура того или иного общества влияет на индивидуальные ценности его членов, а те, в свою очередь – на поведение каждого.

В типологию, в частности, входит «дистанция власти» – степень неравенства в распределении власти в группе или обществе, которая воспринимается как нормальная. Показатели российских учителей по этому параметру оказались почти вдвое выше, чем у венгерских коллег. Также измерялось «избегание неопределенности» (результаты почти на равных), мужская и женская составляющие в ценностях, соотношение индивидуализма и коллективизма. Здесь, вопреки доминированию индивидуалистических ценностей на уровне всего венгерского общества (различие с Россией в 2 раза), сотрудники образования обгоняют российских коллег по выраженности коллективистских установок. Это тоже влияет на то, как принимаются технологии.

«Интересная находка связана с ценностями коллективизма. Люди, склонные к нему, ищут в школе поддержку через опыт использования технологий в ближнем кругу. Для таких людей могут хорошо работать стратегии разворачивания сети взаимного обмена опытом, консультации учителей друг с другом и т.д. Правда, обращаем внимание и на то, что наличие такой поддержки слабо конвертируется в какие-то конкретные практики»

Котик Никита Владимирович
Лаборатория инноваций в образовании: Стажер-исследователь

ЛУЧШЕ ПОМОГИТЕ НЕМАТЕРИАЛЬНО

Еще один компонент теории Хофстеде – краткосрочность или долгосрочность ожиданий. Ориентируется ли человек на немедленную конкретную выгоду или больше настроен на что-то хорошее в будущем. В России последнее в восприятии технологий чуть более распространено. Это можно связать с технологическим оптимизмом – «кажется логичным, что люди с сильной ориентацией на будущее оценивают с этой позиции необходимость технологий и их эффективность», – пояснил докладчик. У оптимистов менее выражены психологические барьеры, связанные с отсутствием необходимых навыков, они ждут положительного отклика, даже если что-то не получается.

«Различия российской и венгерской системы образования, конечно, есть, можно подчеркнуть интересный момент: в случае Венгрии видим эффекты того, как за последние 10 лет система идет от децентрализации к централизации. В ней появляется недостаток инноваций снизу»

Ласло Хорват
Доцент Института образования и психологии Будапештского университета

Исследователи заметили интересный эффект, ожидаемая эффективность от использования технологий значительно связана с приростом социального статуса «цифровизированных» учителей – как в глазах коллег, так и в собственных. Это может быть полезно для тех, кто продвигает цифровую трансформацию.

«Значимость роста социального статуса говорит о потенциальном позитивном эффекте нематериальных стимулов. Стоит учитывать это при проектировании образовательной политики – апеллировать к этому, чтобы наращивать понимание позитивных последствий цифровизации со стороны учителей».

Котик Никита Владимирович
Лаборатория инноваций в образовании: Стажер-исследователь

Полная видеозапись семинара здесь

Презентация.pptx (PDF, 410 Кб)