«Цифра» повышает социальный статус учителя: это может стать козырем в руках тех, кто продвигает технологии в школе
ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ «ПРИЗЕМЛЕНИЯ»
Исследования велись параллельно в России и Венгрии, их представили Диана Королева и Никита Котик из Лаборатории инноваций в образовании и Ласло Хорват из Института образования и психологии Будапештского университета. Идея заключалась в том, чтобы опросить педагогов (в анкетах они рассказывали о своем отношении к «цифре», ее использовании в обучении, и общечеловеческих ценностях), а потом, обработав ответы статистическими инструментами, интерпретировать взаимосвязи внутренних установок, опираясь на типологию культурных измерений Хофстеде.
«Мы рассматриваем процесс цифровизации как инновацию, а любая инновация, помещенная в разные контексты, ведет себя по-разному. На приземление влияет среда, всё зависит от того, как ее принимают разные группы акторов»
В исследованиях приняли участие 2 тысячи российских учителей (92% женщин, средний возраст – 43 года) и 1,5 тысячи венгерских (73% женщин, средний возраст 49 лет). Докладчики предупредили, что делать далеко идущие социологические выводы, как «цифру» принимают в российской и венгерской школе, было бы не совсем корректно, потому что исследование посвящено скорее личным мотивам, их трансформации и культурным основам. На семинаре в большей степени представили эту перспективную методику.
МЫ МЫСЛИМ КОЛЛЕКТИВНО
Типология культурных измерений Герта Хофстеде – можно сказать, культовая теория в науках об обществе. На ней строятся исследования кросс-культурной коммуникации, то есть взаимодействия людей, представляющих разные культуры. Сама теория построена на том, как культура того или иного общества влияет на индивидуальные ценности его членов, а те, в свою очередь – на поведение каждого.
В типологию, в частности, входит «дистанция власти» – степень неравенства в распределении власти в группе или обществе, которая воспринимается как нормальная. Показатели российских учителей по этому параметру оказались почти вдвое выше, чем у венгерских коллег. Также измерялось «избегание неопределенности» (результаты почти на равных), мужская и женская составляющие в ценностях, соотношение индивидуализма и коллективизма. Здесь, вопреки доминированию индивидуалистических ценностей на уровне всего венгерского общества (различие с Россией в 2 раза), сотрудники образования обгоняют российских коллег по выраженности коллективистских установок. Это тоже влияет на то, как принимаются технологии.
«Интересная находка связана с ценностями коллективизма. Люди, склонные к нему, ищут в школе поддержку через опыт использования технологий в ближнем кругу. Для таких людей могут хорошо работать стратегии разворачивания сети взаимного обмена опытом, консультации учителей друг с другом и т.д. Правда, обращаем внимание и на то, что наличие такой поддержки слабо конвертируется в какие-то конкретные практики»
Котик Никита Владимирович
Лаборатория инноваций в образовании: Стажер-исследователь
ЛУЧШЕ ПОМОГИТЕ НЕМАТЕРИАЛЬНО
Еще один компонент теории Хофстеде – краткосрочность или долгосрочность ожиданий. Ориентируется ли человек на немедленную конкретную выгоду или больше настроен на что-то хорошее в будущем. В России последнее в восприятии технологий чуть более распространено. Это можно связать с технологическим оптимизмом – «кажется логичным, что люди с сильной ориентацией на будущее оценивают с этой позиции необходимость технологий и их эффективность», – пояснил докладчик. У оптимистов менее выражены психологические барьеры, связанные с отсутствием необходимых навыков, они ждут положительного отклика, даже если что-то не получается.
«Различия российской и венгерской системы образования, конечно, есть, можно подчеркнуть интересный момент: в случае Венгрии видим эффекты того, как за последние 10 лет система идет от децентрализации к централизации. В ней появляется недостаток инноваций снизу»
Ласло Хорват
Доцент Института образования и психологии Будапештского университета
Исследователи заметили интересный эффект, ожидаемая эффективность от использования технологий значительно связана с приростом социального статуса «цифровизированных» учителей – как в глазах коллег, так и в собственных. Это может быть полезно для тех, кто продвигает цифровую трансформацию.
«Значимость роста социального статуса говорит о потенциальном позитивном эффекте нематериальных стимулов. Стоит учитывать это при проектировании образовательной политики – апеллировать к этому, чтобы наращивать понимание позитивных последствий цифровизации со стороны учителей».
Котик Никита Владимирович
Лаборатория инноваций в образовании: Стажер-исследователь
Презентация.pptx (PDF, 410 Кб)
Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией