Лицей на экспорт: ученые и практики ищут способ, как переносить модель одной школы на другую
ЛИЦЕЙ ПОСТРОИЛИ «ПОД СЕБЯ»
Предметом обсуждения стал Лицей ВШЭ — в нем и прошла встреча, также на ней была представлена книга, в которой описываются устройство и практики этого учебного заведения. Реально ли масштабировать такую модель? Задача хотя и гипотетическая (по крайней мере, конкретных планов озвучено не было), но очень амбициозная — десять лет назад лицей создавался как ни на что не похожее учебное заведение. И хотя с тех пор предуниверсарии появились и при других ведущих вузах, вышкинскую модель, пожалуй, никто не перенял.
«Мы создавали лицей «под себя», потому что Вышка тогда столкнулась с проблемой: к нам приходили самые сильные, но тех, кто точно определился с будущей профессией, было процентов 30. Мы амбициозны, нам хотелось, чтобы у нас учились только мотивированные. Если я такой умный, пришел в аудиторию с вами говорить, то мне неприятно, что половине не интересно — так думал типичный профессор Вышки… И в общем-то, он прав»
«Ядром» проекта стала идея выращивания таких выпускников, которые делали бы сознательный выбор. К этому прибавились перенятые из университета академические механизмы, сильный профессорско-преподавательский состав и, конечно, бренд Вышки, привлекающих лучших школьников. Сделали ставку на селективность, хотя, как признается Ярослав Кузьминов, долго спорили о платной модели, прежде чем от нее отказаться — «зарабатывать тоже хотелось, но не стали, потому что лицей — это проект инвестирования в людей». Едва ли не ключевым принципом лицея стала идея свободного выбора программы учеником — не только на старте, но и в процессе учебы.
ЧТО ИМЕННО «ЭКСПОРТИРОВАТЬ»?
Главный вопрос — что конкретно, например, из модели Лицея ВШЭ возможно масштабировать. Ярослав Кузьминов назвал несколько пунктов — это идея большой школы с возможностью выбирать преподавателей и кафедры; интеграция с вузом, которая тянет за собой выход на практические знания, раннее вовлечение в профессию, возможность финансировать широкий круг курсов; профильное и проектное обучение.
По оценке директора лицея Дмитрия Фишбейна, самое удобное для «экспорта» — портфель онлайн-курсов по всем школьным предметам, который создан в лицее и используется для гибридного обучения. Команда учебного заведения анализирует, как можно создавать, например, региональную сеть, и работа над книгой помогла разложить всё по полочкам.
«Мы попытались сформулировать, как наши принципы можно использовать в разных образовательных контекстах. Хотели не просто гуманитарно рассказать, что такое самоопределение старшеклассников, а показать на уровне конкретных документов. У нас ведь всё по правилам: нередко ученик приходит к преподавателю и говорит: вот формула, согласно которой вы должны поставить 4, а не 3 — и тот ставит».
Фишбейн Дмитрий Ефимович
Лицей НИУ ВШЭ: Директор
Ключевыми элементами модели лицея его директор называет «вышкинские ценности» — систему отношений людей, когда ученик и преподаватель (в роли которого может быть и академик, и магистрант) равно уважают друг друга и в какой-то мере общаются на равных, и накопительную систему оценивания с прозрачной формулой. Ученик сам строит стратегию получения оценок — бывают, например, и те, кто делает ставку на результаты контрольных и машет рукой на текущие оценки. «Это ужасно для преподавателя», — заметил Дмитрий Фишбейн. «Это прекрасно!» — парировал Анатолий Каспржак.
ШКОЛУ РАЗЛОЖИЛИ ПО ПОЛОЧКАМ
«Перенос модели школы — уравнение с двумя неизвестными. Никто не понимает, что такое модель школы. Когда мы читаем Ямбурга, Александра Нилла, Макаренко, то узнаём только о переживаниях директора. Мы хорошо знаем, как Макаренко раскаивался, когда ударил счётами ученика, но ничего не знаем о его школе»
Каспржак Анатолий Георгиевич
Научный руководитель магистерской программы «Управление образованием»
Анализ переноса образовательных моделей представил заведующий Лабораторией управления школы Константин Серегин. Масштабирование, возможно, как минимум в пятни ситуациях: школа просто увеличивается; передает свои технологии другой школе; открывает филиал; к ней прикрепляются другие школы, как это было при создании комплексов в Москве; дубликация, когда новая школа создается по образцу уже существующей.
Модель школы можно разложить на несколько компонентов. Это:
— Контекст, социально-экономическая композиция, определяющая, в конечном счете, задачи и потребности «целевой аудитории».
— Видение: кого школа считает «заказчиком» своей работы.
— Образовательные результаты, через которые школа пытается ответить на «запрос». В лицее Вышки это исследовательская и проектная компетенции, воспитание ответственности, а в другом учебном заведении может оказаться востребованным что-то другое.
— Система оценивания.
— Технологии, с помощью которых достигаются образовательные результаты.
«Забавный факт, недавно заметил: чтобы понять, насколько хорошо или плохо всё организовано в школе, можно посчитать количество приказов директора. Чем больше приказов, тем меньше фиксированных правил, и наоборот. Лучшие школы устанавливают много правил, норм и эффективно живут по ним»
Серёгин Константин Сергеевич
Заведующий Лабораторией управления школой
СРЕДСТВО ПРОТИВ ОДИНОЧЕСТВА
Встреча в лицее стала первым собранием экспертного клуба «Новая российская школа». Он задуман как дискуссионная площадка для исследователей и директоров, чиновников, учителей. На ежемесячных встречах планируется обсуждать, как чувствует себя директор, учитель, родитель, ученик после «внедрения» тех или иных инициатив? Что желательно подправить? Чем могут (и могут ли) помочь практикам результаты исследований?
Предметом дискуссий станут модели школ, предстоит обсуждение замыслов и результатов управленческих проектов, коллективная экспертиза кейсов и, острые темы и вопросы.
«Однажды, когда я был директором, вечером 31 декабря в школе прорвало трубу, и вместо встречи Нового года мы всем коллективом "спасали" школу. Недовольны были все. Прошли праздники, получил выговор. Сижу, анализирую произошедшее: задачу решил, может не так, но решил. А с кем можно было посоветоваться? С другим директором – но каждая уникальна, а в этой организации место директора только одно. Тогда я впервые задумался об одиночестве директора школы. Глубоко одинокая профессия»
Каспржак Анатолий Георгиевич
Научный руководитель магистерской программы «Управление образованием»
Видеозапись встречи
Присоединяйтесь к нашему сообществу — подписывайтесь на рассылку экспертного клуба «Новая российская школа»
Кузьминов Ярослав Иванович
Научный руководитель НИУ ВШЭ