Дети всё поймут без слов: нейробиолог объяснил, как учитывать эволюционные особенности в учебе дошкольников
Разложить мир по полочкам
Область нейронаук, связанная с обучением — Education neuroscience — охватывает многие аспекты. Например, ученые устанавливают, помогает ли сон запоминанию информации, усвоению знаний? Есть ли связь между развитием произвольности и успеваемостью? Также исследуется репрезентация знаний у экспертов (взрослых) и новичков (детей) — Алексей Котов занимается как раз этой темой.
В психологии существует направление, связанное с изучением формирования понятий, или категориальное научение. Когнитивный процесс, суть которого — нахождение общего у групп предметов. Это происходит с рождения. Мы постоянно в ходе своего восприятия и поведения находим единые признаки у групп предметов, объясняем для себя, что у них общего.
«Нас интересует чаще всего, как формируются новые знания, и если у человека нет обобщенного представления, как он выводит это обобщенное представление. Если же человек создает правило, то как устроено это правило, в каком виде оно хранится в памяти. Нам очень важно что происходит в результате научения, какое правило создается»
Для этого ученые оценивают движение глаз, снимают энцефалограмму, но как правило используют несколько других типов задач: свободная сортировка (предлагается разделить предметы, картинки, игрушки на группы и понять, что лежит в основе разделения). Также это может быть подбор к образцу (кстати, этому можно обучить собак, шимпанзе и некоторых птиц), классификация («это кошка или змея?»), вывод (например, подобрать на картинках правильную голову животному).
«Рассеянность» тоже важна
Алексей рассказал, в чем специфика работы с детьми дошкольного возраста.
«Если мы смотрим на детей разных возрастов, то мы не должны относиться к ним как к тем, кто знает меньше или выполняет задания хуже. Ранний возраст — это качественно другой способ научения. В дошкольном возрасте оно может оказаться эффективнее научения на следующей стадии взросления»
Котов Алексей Александрович
Научный сотрудник НУЛ нейробиологических основ когнитивного развития, приглашенный преподаватель программы «Обучение и оценивание как наука»
Так, например, ученые установили, что дети младшего возраста (до 7 лет) не фокусируют внимание, а максимально распределяют его по разным признакам объекта и вообще среды. На первый взгляд, в этом нет преимуществ, скорее, наоборот. Но есть масса задач, где фокусировка не полезна. Если привлекать внимание к каким-то признакам объекта, то взрослые люди заметят только те изменения объекта, которые им подсказали, а дети замечают любые другие изменения. Такая «рассеянность» внимания связана и с эволюционными особенностями, которые, кстати, наблюдаются не только у детей, но и у тех животных, у которых есть детство (время, когда о них заботятся родители или, в редких случаях, другие старшие, – «бабушки есть только у слонов», заметил Алексей). В детстве доминирует поведение, основанное на обследовании (внешне бессмысленном), а не использовании чего-либо.
«Это важно, что научение в дошкольном возрасте так устроено: если вы чему-то конкретному учите, то в другой ситуации может быть важна другая часть информации. Поэтому взрослые сложнее переучиваются. Дети легче переключаются на другую информацию»
Котов Алексей Александрович
Научный сотрудник НУЛ нейробиологических основ когнитивного развития, приглашенный преподаватель программы «Обучение и оценивание как наука»
Подражание — самое эффективное
Обучая чему-либо детей дошкольного возраста, надо ориентироваться на несколько правил:
-
дети до семи лет не фокусируют внимание, а распределяют его по многим признакам;
-
дети, в отличие от взрослых, занимаются обследованием предметов, а не «прицельным» исследованием;
-
научение у детей происходит исключительно от наблюдения за действиями взрослых.
«Дети учатся гораздо лучше в присутствии взрослого. Например, если взрослый покажет ребёнку как работает тот или иной предмет, то ребенок начнет подражать действиям взрослого, тем самым обучаясь. Он не будет это делать, если то же самое ему покажет другой ребенок»
Котов Алексей Александрович
Научный сотрудник НУЛ нейробиологических основ когнитивного развития, приглашенный преподаватель программы «Обучение и оценивание как наука»
Участие старшего в качестве показывающего пример — самый эффективный метод, он строится на подражании. А вот вербализацией, то есть проговариванием всего, называнием словами, переводом на мышление словами, увлекаться не стоит: дети до 7 — 8 лет не применяют вербализацию. «Мы в эксперименте задействовали принудительную вербализацию (просили детей запоминать и проговаривать информацию, из чего состоит объект). Это не дало успешности детям в выведении правил, в категориальном научении, правда, дало другой интересный эффект. Если ребенок чему-то научился, он может не сформулировать, чему именно, им тяжело это осознать. Когда мы задавали вопрос о категориях предметов, то видели по eye-tracking, что ребенок смотрит, куда нужно, но не может об этом сказать. Дети, которые учились вербализовать, могли осознать и объяснить свои действия. Вербализация помогает в осознании того, чему ты учишься, но ничего не дает для самого научения», – рассказал Алексей Которов.
Образование дошкольников должно строиться на осознании, что «ранние» стадии научения полезны детям для развития многозадачности. Они не «слабые» или «неправильные», а имеют свое значение в ходе эволюции. Речь (вербализация и называемость) важна, но самое перспективное, по мнению докладчика — подражание взрослому: «Мало исследований, которые показывают, как участвует в категориальном научении взрослый, как его активность создает новые способы научения».
Видеозапись семинара здесь
Подготовил Константин Ким
Семинар «Нейронауки в образовании» проводится раз в три недели Институтом образования, Департаментом психологии, Центром нейроэкономики и когнитивных исследований, Центром языка и мозга НИУ ВШЭ при поддержке НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Котов Алексей Александрович
Научный сотрудник НУЛ нейробиологических основ когнитивного развития, приглашенный преподаватель программы «Обучение и оценивание как наука»