• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Рецепты хорошего кампуса: ректоры, урбанисты, исследователи обсудили, из чего должно состоять пространство вуза

Сейчас только ленивый не говорит про кампусы. Все признают, что современному университету мало иметь высокий кадровый и научный потенциал, чтобы носить звание ведущего, — ему нужно современное пространство. Между тем, ту инфраструктуру, которую сегодня имеют многие вузы, не всегда можно громко назвать «кампус». Важно понять, как эта инфраструктура влияет на образовательные результаты, как помогает выстраивать коллаборацию между вузами и бизнесом, как университеты взаимодействуют друг с другом в рамках региона или даже страны. Это стало темой панельной дискуссии «Роль университетского кампуса в успешности студентов».

Рецепты хорошего кампуса: ректоры, урбанисты, исследователи обсудили, из чего должно состоять пространство вуза

© AI

НЕПАХАНОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Олег Лешуков, заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Инобра, рассказал о результатах исследований влияния инфраструктуры на успешность студентов. Они лучше учатся в локализованных кампусах, когда разные сферы жизни сплетены воедино. Комнаты для совместного обучения в общежитиях, смешанные аудитории и открытые пространства, где сталкиваются преподаватели и студенты различных направлений, и даже привлекательный ландшафт и обилие зеленых насаждений — все это стимулирует студентов учиться больше и лучше.

«Сама по себе тематика кампусов и инфраструктуры довольно тривиальна. Но с точки зрения анализа влияния инфраструктуры на образовательные результаты есть еще много того, что нужно обсуждать, исследовать и принимать связанные с этим прикладные управленческие решения. Вузы по-разному трактуют эти факторы: это могут быть оценки, остаточные знания, посещаемость очных занятий, уровень отсева».

Олег Лешуков
Заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов»

КАЖДОМУ СВОЙ КАМПУС

Главная идея архитектора и инвестора Вартана Аветова — открытость кампуса городу. Объекты спорта, здравоохранения, культуры, бизнеса должны работать как на горожан, так и на студентов. А вот общежития все же стоит оставить закрытыми — в целях безопасности. По его словам, взаимодействие студентов и горожан поможет вдохнуть новую жизнь в город и даст толчок развитию конкуренции, что позволит получать более качественные услуги.

«Для того, чтобы понять, что строить в России, мы углубились в мировые практики. Когда материала накопилось достаточно много, поняли, что его надо как-то систематизировать, и это вылилось в трехтомник. Общий вывод по трем книгам: не стоит вводить единое понятие кампуса для всех городов. Каждый раз нужно анализировать конкретную территорию, конкретную ситуацию. Не нужно закрывать кампус от горожан, не нужно закрывать студентов на территории кампуса».

Вартан Аветов
Исполнительный директор ООО «Творческие технологии»

БЕЗ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВУЗОВ

Сначала в Тюмени реализовали проект НОЦ — научно-исследовательских центров мирового уровня. Затем встал вопрос о создании кампуса. Ректор Тюменского индустриального университета Вероника Ефремова рассказала о его создании. Проект, в обсуждении которого приняли активное участие студенты, строится на трех принципах: максимальная открытость, максимальный комфорт проживания, максимальная безопасность. Привлечение преподавателей из разных тюменских вузов тоже является важной частью проекта — это позволит сделать еще один шаг в сторону открытости кампуса, а также появится возможность сделать академические программы публичными.

«Не объединяя коллективы вузов, мы пытаемся объединить науку и молодежную политику, развитие и предпринимательство на площадке молодежного общежития».

Вероника Ефремова
Ректор Тюменского индустриального университета

О КАМПУСАХ В ЦИФРАХ

Анастасия Фарафонова, представлявшая ВЭБ.РФ — корпорации, занимающейся оценкой и экспертизой различных проектов, — описала, что представляет собой высокоэффективный (в том числе экономически) современный кампус. Общая площадь составляет 150 тыс. кв.м., 60% ее выделено под места для размещения студентов (в среднем их 4000, на одного студента приходится 21 кв.м.). 20% площади отведены под науку и образование, а еще 8%, 7% и 5% — на услуги и сервисы, технопарк и спорт соответственно.

В России хотят строить межвузовские кампусы — проектов кампусов для одного университета значительно меньше. На конкурс в ВЭБ.РФ поступило 29 заявок от 60 университетов из 27 городов. Однако в этих городах 170 вузов, которые тоже будут получать услуги от кампусов, а если учесть их филиалы, то количество образовательных организаций окажется почти достигнет 300. В этих 300 организациях обучается примерно один миллион очных студентов — 40% от всех очных студентов страны. Важное место отведено технопаркам, где будет осуществляться наиболее тесное сотрудничество науки и бизнеса.

«Технопарки — площади, где студенты будут получать практический опыт, станут участниками стартапов; возможно, это будет их первое место работы. Технопарку отводится особое значение в рамках кампуса, потому что во многом он определяет будущее студента и качество полученного им образования».

Анастасия Фарафонова
Директор блока агента Правительства Российской Федерации ВЭБ.РФ

И ДАЖЕ СВОЯ БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

Анастасия Нестерова из КБ «Стрелка» в рамках дискуссии представила маркетинговое исследование на тему строительства межвузовских кампусов в России. Проанализировали мировые практики, потребности студентов и экономические факторы. Анастасия акцентировала внимание на второй, антропологической части исследования. Студентам важен комфорт: они хотят иметь собственные предметы мебели и бытовую технику, им нужны комнаты для тихого обучения или коворкинги. Когда большую часть времени приходится тратить на решение бытовых проблем, пространства для образования и творчества остается крайне мало.

«Мы рассматриваем кампус как часть городской среды, где студенты не только спят и учатся, но и взаимодействуют, живут полноценной жизнью. В этом случае важно развитие социальной и коммерческой инфраструктуры. Помимо этого, качественный кампус открывает новые возможности для позиционирования города».

Анастасия Нестерова
Менеджер проектов КБ «Стрелка»

ПЯТЬ СТОЛПОВ КАМПУСА

Эдуард Галажинский, ректор Томского госуниверситета, рассказал о межвузовском кампусе Томска. Такие проекты становятся главным факторов объединения сил разных вузов. Это помогает повышать концентрацию высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи региона.

Эдуард Галажинский выделил несколько направлений развития кампусной инфраструктуры. В рамках научного направления нужно создавать научные инкубаторы и организовывать работу в них. Образовательное направление — это коворкинги, трансформеры (например, аудитории с возможностью проводить как занятия по химии, так и по социологии) и гибридное образование. Третье направление связано как раз с третьей миссией университета. Четвертое — умный и безопасный кампус (распознавание лиц, big data). И последнее — цифровые решения. Это, например, дополненная реальность, основанная на цифровых следах студентов.

«Бессмысленно обсуждать кампус в отрыве от трансформации целей и задач, которые стоят перед университетами сегодня».

Эдуард Галажинский
Ректор Томского государственного университета

Видеозапись сессии

Подготовил Илья Абросимов