Рецепты хорошего кампуса: ректоры, урбанисты, исследователи обсудили, из чего должно состоять пространство вуза
НЕПАХАНОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Олег Лешуков, заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Инобра, рассказал о результатах исследований влияния инфраструктуры на успешность студентов. Они лучше учатся в локализованных кампусах, когда разные сферы жизни сплетены воедино. Комнаты для совместного обучения в общежитиях, смешанные аудитории и открытые пространства, где сталкиваются преподаватели и студенты различных направлений, и даже привлекательный ландшафт и обилие зеленых насаждений — все это стимулирует студентов учиться больше и лучше.
«Сама по себе тематика кампусов и инфраструктуры довольно тривиальна. Но с точки зрения анализа влияния инфраструктуры на образовательные результаты есть еще много того, что нужно обсуждать, исследовать и принимать связанные с этим прикладные управленческие решения. Вузы по-разному трактуют эти факторы: это могут быть оценки, остаточные знания, посещаемость очных занятий, уровень отсева».
КАЖДОМУ СВОЙ КАМПУС
Главная идея архитектора и инвестора Вартана Аветова — открытость кампуса городу. Объекты спорта, здравоохранения, культуры, бизнеса должны работать как на горожан, так и на студентов. А вот общежития все же стоит оставить закрытыми — в целях безопасности. По его словам, взаимодействие студентов и горожан поможет вдохнуть новую жизнь в город и даст толчок развитию конкуренции, что позволит получать более качественные услуги.
«Для того, чтобы понять, что строить в России, мы углубились в мировые практики. Когда материала накопилось достаточно много, поняли, что его надо как-то систематизировать, и это вылилось в трехтомник. Общий вывод по трем книгам: не стоит вводить единое понятие кампуса для всех городов. Каждый раз нужно анализировать конкретную территорию, конкретную ситуацию. Не нужно закрывать кампус от горожан, не нужно закрывать студентов на территории кампуса».
![](/mirror/pubs/share/thumb/793879271:c149x149+71+1:r60x60!.jpeg)
Вартан Аветов
Исполнительный директор ООО «Творческие технологии»
БЕЗ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВУЗОВ
Сначала в Тюмени реализовали проект НОЦ — научно-исследовательских центров мирового уровня. Затем встал вопрос о создании кампуса. Ректор Тюменского индустриального университета Вероника Ефремова рассказала о его создании. Проект, в обсуждении которого приняли активное участие студенты, строится на трех принципах: максимальная открытость, максимальный комфорт проживания, максимальная безопасность. Привлечение преподавателей из разных тюменских вузов тоже является важной частью проекта — это позволит сделать еще один шаг в сторону открытости кампуса, а также появится возможность сделать академические программы публичными.
«Не объединяя коллективы вузов, мы пытаемся объединить науку и молодежную политику, развитие и предпринимательство на площадке молодежного общежития».
![](/mirror/pubs/share/thumb/793879442:c555x555+84+78:r60x60!.jpeg)
Вероника Ефремова
Ректор Тюменского индустриального университета
О КАМПУСАХ В ЦИФРАХ
Анастасия Фарафонова, представлявшая ВЭБ.РФ — корпорации, занимающейся оценкой и экспертизой различных проектов, — описала, что представляет собой высокоэффективный (в том числе экономически) современный кампус. Общая площадь составляет 150 тыс. кв.м., 60% ее выделено под места для размещения студентов (в среднем их 4000, на одного студента приходится 21 кв.м.). 20% площади отведены под науку и образование, а еще 8%, 7% и 5% — на услуги и сервисы, технопарк и спорт соответственно.
В России хотят строить межвузовские кампусы — проектов кампусов для одного университета значительно меньше. На конкурс в ВЭБ.РФ поступило 29 заявок от 60 университетов из 27 городов. Однако в этих городах 170 вузов, которые тоже будут получать услуги от кампусов, а если учесть их филиалы, то количество образовательных организаций окажется почти достигнет 300. В этих 300 организациях обучается примерно один миллион очных студентов — 40% от всех очных студентов страны. Важное место отведено технопаркам, где будет осуществляться наиболее тесное сотрудничество науки и бизнеса.
«Технопарки — площади, где студенты будут получать практический опыт, станут участниками стартапов; возможно, это будет их первое место работы. Технопарку отводится особое значение в рамках кампуса, потому что во многом он определяет будущее студента и качество полученного им образования».
![](/mirror/pubs/share/thumb/793888029:c605x605+230+301:r60x60!.jpg)
Анастасия Фарафонова
Директор блока агента Правительства Российской Федерации ВЭБ.РФ
И ДАЖЕ СВОЯ БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
Анастасия Нестерова из КБ «Стрелка» в рамках дискуссии представила маркетинговое исследование на тему строительства межвузовских кампусов в России. Проанализировали мировые практики, потребности студентов и экономические факторы. Анастасия акцентировала внимание на второй, антропологической части исследования. Студентам важен комфорт: они хотят иметь собственные предметы мебели и бытовую технику, им нужны комнаты для тихого обучения или коворкинги. Когда большую часть времени приходится тратить на решение бытовых проблем, пространства для образования и творчества остается крайне мало.
«Мы рассматриваем кампус как часть городской среды, где студенты не только спят и учатся, но и взаимодействуют, живут полноценной жизнью. В этом случае важно развитие социальной и коммерческой инфраструктуры. Помимо этого, качественный кампус открывает новые возможности для позиционирования города».
![](/mirror/pubs/share/thumb/793886041:c625x625+33+13:r60x60!.jpeg)
Анастасия Нестерова
Менеджер проектов КБ «Стрелка»
ПЯТЬ СТОЛПОВ КАМПУСА
Эдуард Галажинский, ректор Томского госуниверситета, рассказал о межвузовском кампусе Томска. Такие проекты становятся главным факторов объединения сил разных вузов. Это помогает повышать концентрацию высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи региона.
Эдуард Галажинский выделил несколько направлений развития кампусной инфраструктуры. В рамках научного направления нужно создавать научные инкубаторы и организовывать работу в них. Образовательное направление — это коворкинги, трансформеры (например, аудитории с возможностью проводить как занятия по химии, так и по социологии) и гибридное образование. Третье направление связано как раз с третьей миссией университета. Четвертое — умный и безопасный кампус (распознавание лиц, big data). И последнее — цифровые решения. Это, например, дополненная реальность, основанная на цифровых следах студентов.
«Бессмысленно обсуждать кампус в отрыве от трансформации целей и задач, которые стоят перед университетами сегодня».
![](/mirror/pubs/share/thumb/793886127:c250x250+0+0:r60x60!.jpeg)
Эдуард Галажинский
Ректор Томского государственного университета
Подготовил Илья Абросимов
Олег Лешуков
Заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов»