• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Без оглядки на возраст: учиться новому можно и после 80-ти, показал анализ эффективности ДПО

Программы дополнительного профессионального образования переживают в России второе рождение — во многом этому помог федеральный проект «Новые возможности для каждого», запущенный четыре года назад. Один из авторов проекта, заведующий Лабораторией непрерывного образования взрослых Илья Коршунов поделился результатами исследований: как развивались программы ДПО в последние годы, чему и как предпочитают учиться россияне и какую роль в этом играют университеты. Выступление состоялось на на круглом столе «Дополнительное образование в университетах с позиции антропологического подхода: новые образовательные результаты» на конференции исследователей высшего образования.

Без оглядки на возраст: учиться новому можно и после 80-ти, показал анализ эффективности ДПО

Выяснилось, что у простых «потребителей» и работодателей разное представление о том, где лучше учиться. Среди граждан лидируют независимые организации разной формы (например, учебные центры предприятий), им отдают предпочтение 44% потребителей, далее идут университеты и колледжи. А вот приоритеты работодателя обратны: корпорации чаще сотрудничают с университетами (30%), в 19% с колледжами, и только в 5% с независимыми организациями.

Козырь вуза — документ об образовании: только благодаря ему многие идут доучиваться или переучиваться в университет, потому что в представлении гражданина он, по выражению Ильи Коршунова, «источник добропорядочности, надежности, устойчивости». При этом учиться человек предпочитает все-таки на своем рабочем месте — идеальная модель, если университет участвует в обучении на рабочем месте совместно с компанией, выдавая по итогам аттестации соответствующий документ об образовании. 

Исследование контингента показало, что в университет на курсы ДПО идет самое экономически активное население (36-40 лет), обычно это те, у кого есть высшее образование, а вот рабочие мало интересуются вузовскими программами. Интересно, что в Томском университете (он выступал как оператор программ  университетов) среди желающих учиться на ДПО большинство  в 2021 году женщины составили, находящиеся в отпуске по уходу за детьми. «Безработные пока не бегут в университет», — говорит Илья Коршунов. А вот женщины после декрета добровольно и планово вышли за пределы рынка труда и стремятся восстановить именно высокую квалификацию.

Распределение по возрасту показало, что лицам старшего поколения «нужна «цифра», они понимают, что эта технология прошла мимо них, но они готовы принимать те технологии, которые понятны — поэтому учатся специальностям, в том числе, в сфере образования». У лиц 40-50 лет в тренде госуправление, закупки, промышленность, представление об успехе связано для них с руководящими постами. А в 30-40 лет люди готовы на риски и учатся уникальным,  новым профессиям, в том числе в IT. Еще одно наблюдение, связанное с возрастом, сделано на основе экзаменов WorldSkills: «Вплоть до 80 лет, если вы учитесь веб-дизайну, разработке, ваши результаты будут только увеличиваться. Это посыл тем, кому 60, 70 лет — не останавливайтесь».

Илья Коршунов и его коллеги консультируют вузы в области того, как можно наладить программы ДПО для взрослых, мотивировать преподавателей на их создание, привлечь больше желающих учиться. Связаться с командой лаборатории можно по адресу ikorshunov@hse.ru