«Нельзя учить только половину человека»: 5 шагов для развития социально-эмоциональных навыков в школе
Даже когда молчите — всё равно задаете тон
Образовательная система требует от учителя вкладывать много усилий в достижение предметных результатов, но мало думает об атмосфере, в которой развивается личность ученика. Развитие его социально-эмоциональных навыков — вообще задача педагога? Мнения учителей по этому вопросу разнятся: одни соглашаются с тем, что это является значимой частью их работы. Другие считают, что это выходит за рамки их профессиональных обязанностей.
Доводы «за»:
-
Работа с социально-эмоциональными навыками улучшает успеваемость
-
Это способствует гармоничному развитию личности: нельзя образовывать только половину человека
-
Работа с СЭН создает благоприятный психологический климат и предотвращает конфликты
-
Современный мир требует развитых социально-эмоциональных навыков
-
Это часть воспитательной работы
Доводы «против»:
-
Учителя не уверены в своей компетентности
-
Высокая загруженность и слишком учеников мешается заниматься социально-эмоциональными навыками
-
Недостаток внутренних ресурсов
-
Приемы, не связанные с развитием СЭН, работают эффективнее
-
Нужно выбирать: или развивать социально-эмоциональные навыки, или проходить предмет
Школа сама по себе является пространством для развития социально-эмоциональных навыков. Ученик оказывается в системе сложных социальных взаимодействий, даже если учитель преподает по традиционной модели и не хочет заниматься СЭН.
«Даже если вы не хотите работать с социально-эмоциональными навыками; даже если вы зашли в класс, проходя мимо; даже если вы оказались рядом с ребенком — вы уже самой своей личностью воздействуете на социально-эмоциональные навыки детей. Даже если вы молчите, сидите и ничего не делаете, вы уже задаете тот или иной тон, как оказавшийся рядом взрослый»
Чек-лист для учителя
Один из важнейших компонентов в работе с социально-эмоциональными навыками — ваша саморефлексия. Чтобы вы могли зафиксировать и проанализировать свои ощущения, Александра составила чек-лист.
Больше, чем разговор за чашкой чая
Из-за того, что работа с социально-эмоциональными навыками находится на стыке педагогики и психологии, профессиональное поле учителя может размываться. По словам Александры, задача учителя — не столько самому что-то диагностировать, сколько окружить себя специалистами, с которыми можно проконсультироваться по любому случаю. Чем шире у учителя сеть знакомых профессионалов — тем лучше.
Учителю важно понять и ограничить свое профессиональное поле. Зачастую выгорание связано с тем, что учителя переоценивают свои силы и берут чужие задачи. В таких случаях нужна помощь психолога, поддержка и учительская супервизия.
Супервизия позволяет в доброжелательной спокойной обстановке критично посмотреть на происходящее и на ваши действия. Под учительской супервизией Александра имеет в виду не разговоры с коллегами в учительской за чашкой чая (хотя они тоже важны) и не передачу опыта от опытного учителя к неопытному. Супервизия — особый вид обучения, позволяющий увидеть плюсы и минусы вашей работы со стороны более опытного коллеги.
Дважды в месяц магистранты, выпускники и партнеры программы «Педагогическое образование» встречаются в «Мастерской учителя», чтобы обсудить актуальные темы, обменяться опытом и выработать рекомендации, которые можно применить в своей работе.
Поделитесь идеями для «Мастерской учителя» с ее командой: inletyago@edu.hse.ru
Полная видеозапись семинара
Подготовил Константин Горчаков
Струкова Александра Сергеевна
Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь