• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Нельзя учить только половину человека»: 5 шагов для развития социально-эмоциональных навыков в школе

Одна из задач школы — развивать у детей социально-эмоциональные навыки (СЭН). В их число входят умение сотрудничать, оставаться спокойным перед лицом вызовов, понимать себя и других. От того, как развиваются СЭН, во многом зависит успешность человека в будущем, но как именно с ними работать в школе — чаще всего непонятно. Этот вопрос обсудили на «Мастерской учителя», организованной командой магистерской программы «Педагогическое образование». Своими разработками поделилась Александра Струкова, учитель русского языка, аспирантка Инобра и стажер Центра исследований современного детства.

«Нельзя учить только половину человека»: 5 шагов для развития социально-эмоциональных навыков в школе

© AI

Даже когда молчите — всё равно задаете тон

Образовательная система требует от учителя вкладывать много усилий в достижение предметных результатов, но мало думает об атмосфере, в которой развивается личность ученика. Развитие его социально-эмоциональных навыков — вообще задача педагога? Мнения учителей по этому вопросу разнятся: одни соглашаются с тем, что это является значимой частью их работы. Другие считают, что это выходит за рамки их профессиональных обязанностей.


Доводы «за»:

  • Работа с социально-эмоциональными навыками улучшает успеваемость

  • Это способствует гармоничному развитию личности: нельзя образовывать только половину человека

  • Работа с СЭН создает благоприятный психологический климат и предотвращает конфликты 

  • Современный мир требует развитых социально-эмоциональных навыков

  • Это часть воспитательной работы


Доводы «против»:

  • Учителя не уверены в своей компетентности

  • Высокая загруженность и слишком учеников мешается заниматься социально-эмоциональными навыками

  • Недостаток внутренних ресурсов

  • Приемы, не связанные с развитием СЭН, работают эффективнее

  • Нужно выбирать: или развивать социально-эмоциональные навыки, или проходить предмет


Школа сама по себе является пространством для развития социально-эмоциональных навыков. Ученик оказывается в системе сложных социальных взаимодействий, даже если учитель преподает по традиционной модели и не хочет заниматься СЭН.

«Даже если вы не хотите работать с социально-эмоциональными навыками; даже если вы зашли в класс, проходя мимо; даже если вы оказались рядом с ребенком — вы уже самой своей личностью воздействуете на социально-эмоциональные навыки детей. Даже если вы молчите, сидите и ничего не делаете, вы уже задаете тот или иной тон, как оказавшийся рядом взрослый»

Струкова Александра Сергеевна
Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь


Чек-лист для учителя

Один из важнейших компонентов в работе с социально-эмоциональными навыками — ваша саморефлексия. Чтобы вы могли зафиксировать и проанализировать свои ощущения, Александра составила чек-лист.

 

Чек-лист для учителя

Шаг 1. Наблюдение

Что я ощущаю? (слышу, когда вхожу в класс)

Что я чувствую? (тревогу, радость, раздражение, растерянность…)

Шаг 2. Оценка личных ресурсов

Нужно ли мне сейчас поддержать себя?

Хватает ли мне сил иметь с этим дело?

Если нет — нужно ли мне взять паузу?

Как мне восполнить свои ресурсы?

Шаг 3. Интерпретация

Реакция ученика — такая уже была раньше? Это часто случается?

Какие у меня есть предположения, что происходит и почему?

Могу ли я посмотреть на ситуацию глазами ученика?

Бывают ли такие ситуации у других учителей?

Шаг 4. Действия

Что я могу сделать сам(а)?

На какие свои личностные черты, знания, умения я могу опираться в этой ситуации?

К кому я могу обратиться за помощью?

Кто может меня поддержать?

О чем я хочу попросить коллег?

Шаг 5. Анализ результата

Как я пойму, что ситуация меняется? Какие минимальные изменения я могу заметить?

Что я буду считать достаточно хорошим решением ситуации?

Через какое время я проведу ревью этой ситуации?


Больше, чем разговор за чашкой чая

Из-за того, что работа с социально-эмоциональными навыками находится на стыке педагогики и психологии, профессиональное поле учителя может размываться. По словам Александры, задача учителя — не столько самому что-то диагностировать, сколько окружить себя специалистами, с которыми можно проконсультироваться по любому случаю. Чем шире у учителя сеть знакомых профессионалов — тем лучше.

Учителю важно понять и ограничить свое профессиональное поле. Зачастую выгорание связано с тем, что учителя переоценивают свои силы и берут чужие задачи. В таких случаях нужна помощь психолога, поддержка и учительская супервизия.

Супервизия позволяет в доброжелательной спокойной обстановке критично посмотреть на происходящее и на ваши действия. Под учительской супервизией Александра имеет в виду не разговоры с коллегами в учительской за чашкой чая (хотя они тоже важны) и не передачу опыта от опытного учителя к неопытному. Супервизия — особый вид обучения, позволяющий увидеть плюсы и минусы вашей работы со стороны более опытного коллеги.

Дважды в месяц магистранты, выпускники и партнеры программы «Педагогическое образование» встречаются в «Мастерской учителя», чтобы обсудить актуальные темы, обменяться опытом и выработать рекомендации, которые можно применить в своей работе.


Поделитесь идеями для «Мастерской учителя» с ее командой: inletyago@edu.hse.ru  

Полная видеозапись семинара

Подготовил Константин Горчаков