ДПО нужен ребрендинг: от «повышения квалификации» — к микрокурсам для студентов
Дискуссию модерировали Евгений Сженов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Лаборатории непрерывного образования взрослых Инобра, и Илья Коршунов, заместитель директора Института образования, зампред экспертного совета Госдумы по науке и высшему образованию. Госдуму представляла депутат Ксения Горячева, Минобрнауки — Али Асадов и Ксения Пестова, также в дискуссии участвовали ректоры и проректоры — Павел Акимов (МГСУ), Таисья Погодаева (ТюмГУ), Александр Фадеев (ТПУ).
Ксения Горячева обозначила ключевые проблемы: допобразование в вузах, по ее словам, не всегда видит и понимает свою целевую аудиторию. Это особенно заметно на контрасте с работой студентов над стартапами, которая всегда начинается с вопроса, «кому это нужно». Так и программы ДПО стоит начинать с вопроса, какие специалисты понадобятся государству и бизнесу через несколько лет.
«ДПО — это быстрый выход на рынок труда, причем, возможность обходиться для этого короткой программой. Мы прорабатываем с экспертами вопрос, можно ли сделать так, чтобы проходить такие программы было можно непосредственно в ходе получения высшего образования».
Евгений Сженов подчеркнул, что ДПО исключительно разнородно, и все в нём видят разное: кто-то — возможность получить документ о повышении квалификации, кому-то интересно прокачаться в профессии, а кому-то развивать хобби. «Этот сектор можно сравнить с морем: для кого-то это возможность побарахтаться у берега, для кого-то — глубина и большое плавание на корабле». Хотелось бы, чтобы сектор ДПО активнее заявлял о себе в области молодежной политики: само ускорение жизни стимулирует рост коротких программ, в том числе и для студентов.
«Программы ДПО рождаются не просто так, а в «местах силы». В тех университетах, где есть большая наука. Часто — как элемент, способствующий госконтрактам университета, потому что надо доучить персонал, настроить компетенции. Программы рождаются и там, где есть технологическое предпринимательство, потому что это инструмент диалога с ним. Хотелось бы видеть ДПО как универсальный инструмент, который помогает и свободному рынку, и госкорпорациям»
Евгений Сженов
научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Лаборатории непрерывного образования взрослых
Ксения Пестова рассказала о планах Минобрнауки на развитие сектора. В том числе, они связаны с развитием технологического предпринимательства — в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
«С помощью программ ДПО студент получает возможность погрузиться в предпринимательскую среду на один день без риска. По России прошло уже 140 тренингов, до 30 тысяч студентов пройдут их до конца года. Откроем 15 университетских стартап-студий, в университетах появятся бизнес-ангелы для поддержки студенческих стартапов. Так мы форсируем технологическое, наукоемкое предпринимательство, которое способно решать ключевые социальные и экономические цели. Надеемся, что студент, вдохновившись первым опытом, захочет продолжить развитие в этой области».
Ксения Пестова
заместитель начальника отдела Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки России
Для того, чтобы студенты массово заинтересовались программами ДПО, нужно органичнее вписать их в экосистему высшего образования, считает Таисья Погодаева. Она рассказала об опыте Тюменского государственного университета, у которого уже около 50% образовательного пространства эклективно, студент сам выбирает блоки курсов, которые ему предстоит пройти. Пять курсов ДПО встроены в основное образовательное пространство, разрабатываются майноры, и это только первые шаги.
«Что выберет студент — пойти на тренинг или реализовать образовательную программу в вузе? По итогам тренинга он получит сертификат, по итогам образовательной программы — диплом. Да и в принципе студент всегда будет считать приоритетом основной образовательный процесс, потому что он должен его пройти. Чтобы ДПО для студентов «взлетело», нужно устранить это противопоставление»
Таисья Погодаева
проректор, руководитель программы развития Тюменского государственного университета
Для этого нужен, в том числе, «ребрендинг» ДПО. Евгений Сженов напомнил, что еще несколько лет назад в экспертных кругах обсуждался вопрос о том, чтобы «поменять терминологию» — например, обозначать ДПО как короткие курсы. Тем самым привлечь студентов, вывести сектор из контекста повышения квалификации исключительно для взрослого населения.
«Когда мы слышим аббревиатуру ДПО, сразу представляется, что отдел бухгалтерии едет учиться новым функциям 1С. На самом деле, это образование нужно молодежи, и чтобы она это поняла, нужна новая смысловая составляющая. Короткие программы могут много дать студенческим объединениям, молодым ученым»
Али Асадов
начальник отдела по работе с молодыми учеными, Минобрнауки России
«Мир меняется, сокращаются сроки учебы, форматы. 10 лет назад здесь сидели бы ректора университетов и надували щеки: кто мы и кто вы — «коммерческие курсы». Сейчас, наоборот, вузы учатся у таких лидеров рынка, как Skyeng, Skillbox, появляются коллаборации — платформы берут лучшее у университетов и наоборот. В коллаборациях рождается лучшее сочетание качества контента, технологий и живого общения. Важно расширять возможности ДПО, и в рамках экспертного совета мы разработаем несколько проектов законодательных инициатив, которые дадут толчок этой сфере»
Евгений Сженов
научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Лаборатории непрерывного образования взрослых
Ксения Горячева
депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию