• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вузам пора проводить родительские собрания?: семьи студентов становятся новыми стейкхолдерами высшего образования

Какое отношение мама и папа имеют к учебе студента? Как правило, никакого. Это и не принято: родители практически никогда не бывают в университетах, не знакомы с преподавателями, а об успехах или неудачах в лучшем случае узнают после сессии. Но, оказывается, такой запрос — участвовать в учебе взрослого ребенка — появился и растет. И у вузов это может вызывать не раздражение («Не хватало еще и с родителями возиться»), а интерес. 

Вузам пора проводить родительские собрания?: семьи студентов становятся новыми стейкхолдерами высшего образования

© AI

Исследования в этой области вот уже несколько лет ведут в Уральском федеральном университете. По словам профессора УрФУ Анны Багировой, родительское внимание проснулось во время пандемии, когда высшее образование буквально «пришло на дом»: озабоченность семей качеством обучения выросла, об этом можно судить и по количеству их обращений в вузы.

Исследования показали, что традиционная роль «родители как инвесторы» почти не претерпела изменений, а вот в роли оценщиков образования семьи, можно сказать, дебютировали. Причем, большинство посчитало, что качество обучения их детей меняется к худшему. Но структура запроса, по словам Анны Багировой, удивила исследователей — семьи хотят больше знать о возможностях выбора индивидуальных траекторий, содержании образования и т.д., а не о таких утилитарных вещах, как успеваемость их чада (но, кстати, сведения о ней все равно защищены законом о персональных данных).

Большинство опрошенных (44%) голосуют за то, чтобы вузы создавали на сайтах личный кабинет родителя. Почти 30% хотят получать электронные письма университета, как минимум, дважды в месяц. Не сильно меньше интерес к навигатору, родительским собраниям, как в школе, и специальной горячей линии. 

Но при этом родители готовы многое давать в ответ. Активность семей, предлагавших те или иные формы своего участия в университетской жизни, тоже приятно удивила исследователей. Так, более 40% готовы устраивать экскурсии студентам на свое место работы. Треть опрошенных могут договориться со своими коллегами об организации практики или стажировки для студентов. Популярны оказались варианты, при которых родители берут на себя роль наставников, заказчиков студенческих проектов, а также (это, пожалуй, самая неожиданная идея) — членов комиссий на защите дипломов и экзаменах.  

Доклад был представлен на сессии «Агентность и самостоятельность студентов». Записи сессий и других событий конференции исследователей высшего образования собраны в нашем youtube-канале