• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Не хочу общаться с черными квадратами»: первокурсникам особенно важен живой контакт для адаптации в вузе

Как известно, от сессии до сессии живут студенты весело. И почему-то принято считать, что особенно весело им на первом курсе, когда проблемы еще не начались, а свобода-то вот она. Эксперты, выступавшие на сессии «Роль первого года обучения в успехе студентов», немного развенчали этот миф и напомнили, что в университете многое зависит от первого года. От того, как студент начинает учиться, зависит его образовательная траектория, академическая и социальная интеграция, а в итоге — образовательная (не)успешность.

«Не хочу общаться с черными квадратами»: первокурсникам особенно важен живой контакт для адаптации в вузе

Рене Магритт

Начали с того, что вспомнили пандемию: доклад о том, как она повлияла на чувство принадлежности студентов к университету, прочитали Ксения Вилкова, Ирина Щеглова и Оксана Дремова из Центра социологии высшего образования. По их словам, чувство принадлежности связано с: 1) адаптацией; 2) благополучием; 3) упорством; 4) учебными достижениями, а из-за пандемии многие этапы нарушались.

В период адаптации множество первокурсников испытывали чувства изоляции и одиночества. Из-за низкой вовлеченности первокурсники чаще думают об отчислении в первый год – это очень тревожный звоночек.

Коллеги провели исследование, состоящее из 40 интервью с первокурсниками из 4 вузов по поводу того, как они себя ощущают в университете на дистанте. Результаты оказались печальными. Студенты отмечали, что чувство принадлежности к университету формируется плохо, и, что интересно – они это связывают с отсутствием комфортного физического пространства. Университет – это то место, где люди находятся в учебной атмосфере, что уже благотворно влияет на результаты. «Атмосфера образования» — именно эта фраза повторялась большинством студентов.

Также студентам оказалась очень важен эмоциональный контакт, впрочем, об этом же говорят преподаватели: «Я не хочу общаться с черными квадратами». Очно студент воспринимает харизму преподавателя, что хорошо влияет на обучение.

Во время дистанта происходила потеря коммуникации. Студенты не могли уточнить информацию после пар, что было для них непривычно. Тяжело было и формировать дружеские связи, происходило ухудшение коммуникативных навыков.

Спикеры предлагают практические рекомендации. Например, должна быть онлайн-среда для свободного общения студентов. Важны внеучебные мероприятия. Преподаватели должны быть открытыми и особо приветливыми. Также важны неформальные стимулы: онлайн кофе-брейки, пособия саморегуляции.

К опыту пандемии обратились и коллеги из ПУЛ «Развитие университетов» и Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев, Иван Груздев, Нияз Габдрахманов и Олег Лешуков. 

Из-за того, что обучение проходило онлайн, кроме стресса, связанного с обучением, появлялись и специфические трудности. Дистант обнажил проблему технического неравенства, когда студенты с лучшими гаджетами и качеством интернета получили преимущество над другими.

Всероссийский онлайн-опрос студентов показал, что каждый пятый студент испытывал трудности с самоорганизацией. Из ответов можно сделать вывод, что коммуникация с преподавателем имеет все-таки большее значение, чем технические моменты.


Подробнее об исследованиях Центра социологии высшего образования

Подготовил Дмитрий Глухов