Чем поможет школе Пушкин с бородой: на «Мастерской учителя» обсуждали, как оживить классику
Это иллюстрированные истории, в которых мальчик и девочка, Митя и Катя, переносятся из наших дней в прошлое — в гости к одному из классиков, чтобы посмотреть своими глазами на один час из его жизни. Такой репортаж в картинках.
«Мы сразу решили, что это должны быть не городские писатели, поэтому в наш проект не попадают, например, ни Лесков, ни Достоевский. Важно показать гений места. Как писатель творил, жил, какой у него был распорядок дня, манера общения, что он на этом фоне говорил о смысле жизни. Атмосфера имеет для этого огромное значение».
Так, впервые попав во временную воронку в доме-музее Чуковского в Переделкине, герои серии уже побывали у Тургенева в Спасском-Лутовинове, Заходера в Комарове, Пушкина в Болдине, Паустовского в Тарусе, Некрасова в Карабихе, Чехова в Мелихове. Предстоят «визиты» в Ясную Поляну к Льву Толстому и на Николину гору к Сергею Михалкову.
На семинаре обсудили нюансы подобных проектов по популяризации школьной программы — какими они должны быть, чтобы действительно заинтересовать ребенка или подростка. Кстати, сам автор проекта не питает иллюзий на этот счет.
«На самих детей мы не очень рассчитываем. Есть исследования, что в интернете они не читают (а проект существует только в электронном виде): там они играют, общаются, смотрят видео. Поэтому «Литературная одиссея» адресована учителям и библиотекарям, и у нас уже есть амбассадоры, которые используют этот материал для занятий».
Алексей Ходорыч
директор по детским проектам издательства «Открытые системы»
Подготовке каждого выпуска предшествует примерно месяц работы — нужно найти интересный и необычный «контент» и в текстах классика, и в его жизнеописаниях, свидетельствах современников. К этой работе подключают литературоведов и тех, кто занимается жизнью и творчеством конкретных писателей. Например, у Чехова около 700 произведений, в школьной программе — не больше 10. Чтобы ученику сориентироваться в том, что прочитать еще, чеховеды составили для проекта специальные списки.
«Встречаются интересные факты, например, что Пушкин в Болдине был с бородой, а писал железным пером вместо гусиного. Яркие мелочи делают писателя живым».
Алексей Ходорыч
директор по детским проектам издательства «Открытые системы»
Полезные «мелочи» прозвучали и для тех, кто хотел бы запустить проекты такого рода, например — откуда ждать поддержку? Сейчас создателей «одиссеи» поддерживает Минцифры. Алексей подавал заявку на грант Президентского фонда культурных инициатив — на то, чтобы превратить «одиссею» в серию видеороликов в мэшап-стилистике, провел опрос более 600 библиотекарей и педагогов и заручился их поддержкой. Однако грант пока получить не удалось, выяснилось, что нужны более конкретные расчеты, цифры (в каком объеме будут использовать этот материал педагоги и т.д.). Поможет и создание методических материалов для педагогов в рамках проекта — на мастерской обсудили и это, и возможности создания мобильного приложения.
Полная видеозапись встречи здесь.
Дважды в месяц магистранты, выпускники и партнеры программы «Педагогическое образование» встречаются в «Мастерской учителя», чтобы обсудить актуальные темы, обменяться опытом и выработать рекомендации, которые можно применить в своей работе.
Поделитесь идеями для «Мастерской учителя» с ее командой: inletyago@edu.hse.ru
Алексей Ходорыч
директор по детским проектам издательства «Открытые системы»