• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Чем поможет школе Пушкин с бородой: на «Мастерской учителя» обсуждали, как оживить классику

Уроки литературы — это ужасно скучно, по крайней мере, так принято считать. И потому, что сейчас дети в принципе читают меньше, чем прошлые поколения. И потому, что даже читающие находят себе что-то поновее и поинтереснее, чем та череда тоскливых (на взгляд школьника) томов и одинаковых на вид классиков из 19 века, которых «впаривают» на уроке.  Что с этим делать — обсуждали в рамках очередной «Мастерской учителя». Ее гость, издатель детских книг и журналов (в частности, «Классного журнала») Алексей Ходорыч, предложил проект по оживлению русских классиков для школы — «Литературная одиссея».

Чем поможет школе Пушкин с бородой: на «Мастерской учителя» обсуждали, как оживить классику

© AI

Это иллюстрированные истории, в которых мальчик и девочка, Митя и Катя, переносятся из наших дней в прошлое — в гости к одному из классиков, чтобы посмотреть своими глазами на один час из его жизни. Такой репортаж в картинках.

«Мы сразу решили, что это должны быть не городские писатели, поэтому в наш проект не попадают, например, ни Лесков, ни Достоевский. Важно показать гений места. Как писатель творил, жил, какой у него был распорядок дня, манера общения, что он на этом фоне говорил о смысле жизни. Атмосфера имеет для этого огромное значение».

Алексей Ходорыч
директор по детским проектам издательства «Открытые системы»

Так, впервые попав во временную воронку в доме-музее Чуковского в Переделкине, герои серии уже побывали у Тургенева в Спасском-ЛутовиновеЗаходера в КомаровеПушкина в БолдинеПаустовского в ТарусеНекрасова в КарабихеЧехова в Мелихове. Предстоят «визиты» в Ясную Поляну к Льву Толстому и на Николину гору к Сергею Михалкову.

На семинаре обсудили нюансы подобных проектов по популяризации школьной программы — какими они должны быть, чтобы действительно заинтересовать ребенка или подростка. Кстати, сам автор проекта не питает иллюзий на этот счет.

«На самих детей мы не очень рассчитываем. Есть исследования, что в интернете они не читают (а проект существует только в электронном виде): там они играют, общаются, смотрят видео. Поэтому «Литературная одиссея» адресована учителям и библиотекарям, и у нас уже есть амбассадоры, которые используют этот материал для занятий».

Алексей Ходорыч
директор по детским проектам издательства «Открытые системы»

Подготовке каждого выпуска предшествует примерно месяц работы — нужно найти интересный и необычный «контент» и в текстах классика, и в его жизнеописаниях, свидетельствах современников. К этой работе подключают литературоведов и тех, кто занимается жизнью и творчеством конкретных писателей. Например, у Чехова около 700 произведений, в школьной программе — не больше 10. Чтобы ученику сориентироваться в том, что прочитать еще, чеховеды составили для проекта специальные списки.

«Встречаются интересные факты, например, что Пушкин в Болдине был с бородой, а писал железным пером вместо гусиного. Яркие мелочи делают писателя живым».

Алексей Ходорыч
директор по детским проектам издательства «Открытые системы»

Полезные «мелочи» прозвучали и для тех, кто хотел бы запустить проекты такого рода, например — откуда ждать поддержку? Сейчас создателей «одиссеи» поддерживает Минцифры. Алексей подавал заявку на грант Президентского фонда культурных инициатив — на то, чтобы превратить «одиссею» в серию видеороликов в мэшап-стилистике, провел опрос более 600 библиотекарей и педагогов и заручился их поддержкой. Однако грант пока получить не удалось, выяснилось, что нужны более конкретные расчеты, цифры (в каком объеме будут использовать этот материал педагоги и т.д.). Поможет и создание методических материалов для педагогов в рамках проекта — на мастерской обсудили и это, и возможности создания мобильного приложения.

Полная видеозапись встречи здесь.

Дважды в месяц магистранты, выпускники и партнеры программы «Педагогическое образование» встречаются в «Мастерской учителя», чтобы обсудить актуальные темы, обменяться опытом и выработать рекомендации, которые можно применить в своей работе.

Поделитесь идеями для «Мастерской учителя» с ее командой: inletyago@edu.hse.ru