• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Талант наконец-то разглядели в структуре мозга, но это не говорит о врожденных способностях детей


Кто такие одаренные дети, все примерно знают (есть и программы их поддержки в системе образования). А что именно считать одаренностью, в каких конкретно признаках она проявляется — здесь с точными понятиями всегда возникают затруднения. Хорошая новость: современная наука, похоже, понимает, как работает мозг таких детей и в чем конкретно, «физически» проявляется одаренность. Плохая новость, что по-прежнему мало известно, откуда берется талант или склонность к тем или иным сферам знаний, врожденное ли это свойство или развивается семьей и школой. Сложности этих вопросов (в том числе этические) обсудили на семинаре «Нейронауки об образовании».

Талант наконец-то разглядели в структуре мозга, но это не говорит о врожденных способностях детей

© AI

ПОЧЕМУ « ПРОДВИНУТЫХ » НЕ ЛЮБЯТ

Для начала разбирались, что такое одаренность и зачем нужно ее изучать в контексте образования. Концепции есть разные, консенсус разных подходов — в том, что это комплексный феномен, который не сводится к высокому IQ. Да, обычно его уровень у талантливого ребенка выше, чем у сверстников, но это не правило, а еще такой ребенок бывает «на голову выше» не только или не столько в абстрактных тестах на уровень интеллекта, сколько в прикладных областях. В том числе, связанных со школьными дисциплинами. Талант описывается и некогнитивными характеристиками: у одаренных детей часто выше мотивация, автономность в поисках знаний. А еще они часто обладают такой специфической способностью — радуются трудным задачам, которые им не удается сразу решить. То, что отпугивает «обычного» школьника, привлекает способного, который может часами биться над решением такой задачки.

Одаренные дети стремятся интегрировать знания из разных областей. Из-за этого и возникает конфликт с традиционной системой образования или конкретными учителями. Школа загоняет в рамки (как учить каждую дисциплину, по каким учебникам, в каком порядке). Разные предметы в школе — это параллельные миры.

Павлова Анна Андреевна
Стажер-исследователь Лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития, студентка программы «Обучение и оценивание как наука»

Одаренность исследуют разные науки (в том числе педагогика, психология, социология, нейробиология, генетика). Это необходимо, в том числе, потому, что у талантливых детей возникают свои, специфические трудности в школе — и даже в специальных школах и классах. Анна Павлова рассказала о своем исследовании, в рамках которого проводила интервью с вундеркиндами: «Многие из них консультируются с терапевтом, психиатром, принимают препараты для поддержки ментального здоровья. Скорее всего, мы пока не понимаем, как создать им правильные условия».


МОЗГ ВСЕ-ТАКИ ДРУГОЙ

Анна Павлова сделала обзор новейших мировых исследований мозга одаренных детей. Для этого использовались методы ЭЭГ, МРТ и МЭГ, а предметом исследований были три области: сама морфология мозга (его размер, форма и т.д.), анатомическая связанность (то, как устроена система «проводов» — аксонов) и функциональная связанность (то, как эти «провода» работают в разные моменты). В качестве экспериментальных и контрольных групп выступали ученики специальных и обычных классов. Важный нюанс, что все эти исследования касались только математической одаренности и активности мозга при решении математических задач.

У детей в экспериментальных группах больше объем белого вещества, площадь коры, а толщина коры меньше. Более разветвленная структура анатомических связей. Это удобнее всего сравнить со схемами разных метро. Там, где схема разветвленная, сложная, много пересадочных узлов, быстрее получается добраться из точки А в точку Б.

Павлова Анна Андреевна
Стажер-исследователь Лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития, студентка программы «Обучение и оценивание как наука»

Наиболее широко исследованы функциональные связи. Доказано, что одаренные школьники эффективнее задействуют ресурсы мозга, это видно по схемам активности, выявленным ЭЭГ и МРТ. Причем, основной «мозговой штурм» у них случается на первых этапах решения задачи (с 4 по 7 секунду), а к моменту подведения итогов мозг переходит в более расслабленный режим. У «обычных» детей наоборот — активизация на последних этапах.

ШКОЛЕ ЛУЧШЕ НЕ СПЕШИТЬ С ВЫВОДАМИ

Означает ли все это, что одаренность (как минимум, в математике) закладывается от рождения? Нет, считает Анна Павлова, и более того, такое заблуждение может быть опасным для системы образования. 

Вероятно, какие-то предпосылки к различиям все же есть, но каков их вклад, а каково влияние дальнейших занятий, науке неизвестно. Для этого нужно проводить лонгитюдные исследования (смотреть на развитие мозга в динамике), которых пока нет. Известно, что когнитивные тренировки могут менять мозг структурно и функционально. Есть исследования, которые доказывают, что математические тренировки меняют активность мозга не только в момент решения задач, но и в состоянии покоя. А еще на развитие мозга влияют общие условия среды — в том числе физическая активность и питание.

Когда мы стараемся интегрировать исследования нейронаук в практику, очень важно придерживаться принципа «не навреди». В диалоге со школой надо подчеркивать, что пока наука ничего не говорит о том, что «задано» или «не задано» от природы. Важно не делить гуманитариев и технарей в глазах учителя, в глазах самого школьника, который может наклеить на себя ярлык и, например, избегать нагрузок в той же математике, хотя мог бы достичь в ней высоких результатов.

Павлова Анна Андреевна
Стажер-исследователь Лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития, студентка программы «Обучение и оценивание как наука»

У исследований, представленных на семинаре, есть много ограничений: как минимум, они охватывают только математические способности и касаются только решения абстрактных задач (а не прикладных, приближенных к жизни). А для того, чтобы уже полученные результаты можно было считать истиной, исследования должны повториться многократно. Но нейронаука только начинает работу такого рода — возможно, скоро узнаем много нового. 


Полная видеозапись семинара здесь