• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Студенты хотят лечить «болезни» вузов: такой вывод можно сделать из итогов вышкинского конкурса НИРС

Студентам, которые занимаются темой образования, особенно интересно исследовать проблемы вузов. Это видно по результатам ежегодного конкурса Вышки НИРС (научно-исследовательские работы студентов), итоги которого подведены накануне Нового года: из восьми работ победителей и призеров по образовательным номинациям пять так или иначе связаны с университетами.

Студенты хотят лечить «болезни» вузов: такой вывод можно сделать из итогов вышкинского конкурса НИРС

Победительница среди бакалавров и студентов специалитета так и пишет о «болезни». Работа Дарьи Коваленко называется «Болезнь цен» российского высшего образования в условиях цикличности экономики» (руководитель Павел Деркачев). «Болезнь цен» — термин американских экономистов, описывающий парадокс некоторых сфер: повсюду растет производительность труда, меняется технологический уклад, это сказывается и на зарплатах, и на всех расчетах. А там, где производительность осталась прежней или снижается, зарплаты и расценки все равно вынуждены повышать, чтобы не отстать от остальном. «Болезнь цен» российского высшего образования проявляется, в том числе, в необоснованном с точки зрения экономики росте его стоимости для потребителя.  

Также студентов заинтересовало, как психологическое насилие, перенесенное в детстве, влияет на учебу в вузе (второе место среди бакалавров, работа Елены Сорогиной, Елизаветы Суховой, Анастасии Шаталовой, руководитель Оксана Михайлова). «Утечка мозгов» выпускников школ в вузы других регионов стала предметом исследования Екатерины Масловой (руководитель Тамара Кусимова) — изучили ее на примере Хабаровска, эта работа получила второе место среди магистров и выпускников. На третьей позиции исследование Елизаветы Коротких «Образовательно-карьерные траектории "транзитных" студентов колледж-вуз», выполненное под руководством Веры Мальцевой.

В числе исследований, отмеченных лауреатским статусом — работы о предпринимательском образовании (Вероника Новикова, руководитель Павел Сорокин), поддержке одаренных детей в Москве (Даниил Литвинов, руководитель Алексей Обухов), инновациях, внедряемых «сверху» и «снизу» (Екатерина Савельева и Регина Шаяхметова, руководители Диана Королева и Анастасия Андреева).

Победители конкурса получают тревэл-гранты, баллы в портфолио, а занявшие первое место — годовые стипендии. Научным руководителям присваивается звание «лучший преподаватель». 

Полные итоги конкурса НИРС здесь