Как ковид тушили деньгами: большинство стран не стали менять базовые принципы финансирования вузов из-за пандемии
По объему дополнительных вложений Россия примерно в середине этого списка. Исследователи называют 9 туров интервенций на сумму 209,3 млн евро, это 3,7% от общего объема государственных расходов на высшее образование. Европейские страны вкладывали в поддержку своих вузов примерно столько же, значительно больше — только Италия (1,3 млрд евро — 5,1% от общего объема расходов) и Великобритания (987 млн — 2%). Самые скромные меры поддержки — в Португалии (12,9 млн — 1,4%) и в Польше (28,5 млн — 0,55%).
Большинство из восьми стран использовали прямые меры финансовой поддержки. Косвенные нефинансовые меры преобладали в России, Румынии и отчасти в Великобритании. Где-то это был доступ к IT-сервисам, как у нас, где-то — льготы по образовательным кредитам, снижение арендной платы в общежитиях или бесплатный проезд.
Интересна разница в определении стейкхолдеров — кто, в понимании государства, должен был получить помощь в первую очередь. В России, как и еще в четырех исследуемых странах, это были сами вузы. В Италии, Франции, Португалии поддержка в первую очередь шла напрямую студентам, преподавателям, научным сотрудникам.
Общее почти у всех (за исключением Румынии) — меры поддержки носили краткосрочный характер и не привели к пересмотру самих механизмов финансирования высшего образования.
«Наконец, важно отметить, что примерно в половине кейсов государственные органы предлагали четкие предписания по использованию дополнительного финансирования, в то время как в других странах университеты могли тратить полученные средства в соответствии со своими приоритетами. Здесь важно, что в целом финансовая автономность и гибкость и европейских, и российских университетов довольно ограниченна», — пишут авторы исследования.
Статья опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения», номер которого посвящен психологическим, эмоциональным и социальным последствиям пандемии для высшего образования. В работе над ним приняли участие многие сотрудники Инобра, а составил выпуск ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Алексей Обухов. Прочитать статью «Финансовая поддержка национальных систем высшего образования в период пандемии COVID-19: обзор опыта европейских стран» можно здесь