Школы застряли в эпохе «ранней информатизации»: почему цифровая трансформация образования движется так медленно, и что с этим делать
ПОПЛАКАЛИ И ВКЛЮЧИЛИ КОМПЬЮТЕР
«Пришел к нам из РОНО приказ: послать одного учителя на курсы по информатике и компьютерам. Мы собрались в учительской и бросили жребий. Выпало мне. Я поплакала, поплакала и поехала». Эту цитату докладчик привел в презентации, она передает атмосферу, в которой в советскую еще школу приходили новые технологии. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятого на заре перестройки, привнесло в школу уроки информатики, хотя самих компьютеров еще не было. У многих это вызвало непонимание и противодействие.
«В группе экспертов Минпроса СССР возникла дискуссия, как объяснить людям, зачем компьютеры нужны в школе. Предложение описать, какой должна стать школа в информационном обществе, было отвергнуто. Посчитали, что родители, педагоги, общественность этого не поймут, так как люди ничего не знают о возможностях цифровых технологий, да и сами компьютеры мало кто видел».
Действительный член АПН СССР Михаил Николаевич Скаткин, который в 1974 году руководил прогнозированием развития школы до 2000 года и предложил на собрании академии начать исследования по использованию компьютеров в школе, тоже не был понят коллегами. В 2010 году вышла книга Александра Асмолова, Алексея Семенова и Александра Уварова «Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие», где авторы давали прогноз о неизбежности цифровой трансформации школы и персонализации обучения. По словам Александра Уварова, мнения читателей этой книги тогда разделились: кто-то считал, что в ней написаны очевидные вещи (персонализация обучения, «за всё хорошее»), кто-то — что это фантастика: ведь во многих школах даже толком нет компьютеров и интернета.
ДО СМАРТ-ШКОЛЫ ЕЩЕ ДАЛЕКО
Представление о цифровом обновлении образования, которое было предложено в книге Асмолова, Семенова и Уварова, применимо и сегодня. Отдельные школы движутся по пути цифрового обновления разным темпом и находятся на разных ступенях этого процесса. Первая ступень – компьютеризация. Здесь школы концентрируются на решении задач оснащения техникой, обучения информатики и использовании компьютеров для решения рутинных задач (подготовка планов, отчетов и т.п.). Вторая ступень — ранняя информатизация. Отдельные педагоги начинают применять цифровые технологии при изучении некоторых дисциплин, показывают презентации, проводят автоматизированный контроль. Следующая ступень — зрелая информатизация: развитая цифровая среда используется для решения задач управления, обучения, доступа к учебным материалам и сервисам. Именно в таких школах удалось что-то внятное делать на дистанте, когда началась пандемия. И, наконец, ступень цифровой трансформации — это трансформация образовательного процесса, переход к персонализировано-результативной организации обучения.
Образование, которое возникает в результате цифровой трансформации, можно назвать смарт-образованием, а школу — смарт-школой. Этот акроним стали использовать корейские педагоги и сегодня он широко распространен. SMART education означает Specific (хорошо определенное), Measurable (измеряемое), Achievable (реально достижимое), Relevant (отвечающее сути дела) и Time-bound (сообразное по времени) образование.
Уваров Александр Юрьевич
Ведущий эксперт Лаборатории инноваций в образовании
Смарт-школа – результат цифровой трансформации образования. Она:
— обеспечивает полноценное личностное развития КАЖДОГО обучаемого и доказательное достижение им всех требуемых образовательных результатов,
— перешла от классно-урочной к персонализировано-результативной организации образовательного процесса,
— превратилась в обучающуюся организацию, которая планомерно развивает образовательную среду (физическую, виртуальную и социальную) и обеспечивает непрерывное профессиональное развитие педагогов,
— стала полноценным культурным центром местного сообщества.
Согласно результатам мониторинга цифровой трансформации образования, сегодня около 12% школ находятся на этапе компьютеризации, 43% — на ступени ранней информатизации, 27% — на ступени зрелой информатизации, и только 18% начинают цифровую трансформацию. Причем, это оптимистичная оценка экспертов «при самом снисходительном их взгляде», по другой методике оценки школ на этапе цифровой трансформации на порядок меньше. Эти результаты соотносимы с результатами измерения информационно-коммуникационной (ИК) компетентности девятиклассников (такой инструмент разработали психометрики Инобра): больше трети — на уровне ниже базового, у каждого пятого ИК-компетентность на нуле.
СПРАВИТСЯ ЛИ «САРАФАННОЕ РАДИО»?
Почему школы движутся так медленно? Препятствий много, но если говорить в целом, не хватает передаточного звена между массовой школой и теми разработками, которые уже зарекомендовали себя в практике отдельных школ и педагогов. Так, в частности, на семинаре разбирали опыт школы № 550 Санкт-Петербурга — десять лет назад она стала площадкой эксперимента по внедрению цифровых технологий. Не будучи ни лицеем, ни гимназией, добилась впечатляющих результатов и очень популярна среди петербургских семей.
«За время эксперимента было много забавных историй. Рассказу об одном случае : школу заподозрили, что она подтасовывает результаты ВПР. У городских методистов есть стандартные методы оценки, по которым они выявляют, где «рисуют» результаты проверки. Школа сильно выпадает из общей картины — значит, это подтасовка, ведь все должно быть «в пределах». И хотя методисты знали о ведущейся экспериментальной работе, они не поверили, что таких результатов можно добиться в обычной школе».
Уваров Александр Юрьевич
Ведущий эксперт Лаборатории инноваций в образовании
Многие разработки, ведущие к цифровой трансформации, уже распространяются на уровне «сарафанного радио», но до массового применения далеко. «У нас в России разработаны решения, которые доказательно обеспечивают формирование у обучаемых алгоритмического мышления, и их можно широко распространить по детским садам и школам», — считает Александр Уваров.
НАПРАВО ПОЙДЕШЬ — ПЛАТФОРМУ НАЙДЕШЬ
Три группы сценариев дальнейшего развития школы. Первый — инерционный: «Продолжаем то, что делаем». Происходит усиление бюрократизации школьной системы, что ведет к размыванию школы. Второй — дивергентный: ориентация на использование цифровых технологий для получения образования за стенами школы. Неудовлетворенные семьи все больше получают образовательных услуг вне школы (репетиторы и т.п.). Отчасти сейчас так и происходит (взять те же сервисы подготовки к ЕГЭ, дистанционные курсы и т.п.). Это происходит не только в России. Например, недавно в Китае власти ограничили платное предоставление дистанционных образовательных услуг школьникам, чтобы не увеличивать неравенство в образовании. Третий сценарий — трансформационный: школа становится центром местного сообщества, где учатся на протяжении всей жизни.
Для осуществления этого сценария нужны серьезные методические разработки, порталы поддержки персонализированного обучения, новые модели работы учителей.
Требуется поддержать тех, кто уже идет по этому пути и может продемонстрировать всем, что наши школы способны обеспечить полноценное личностное развития КАЖДОГО обучаемого и доказательное достижение им всех требуемых образовательных результатов.
Уваров Александр Юрьевич
Ведущий эксперт Лаборатории инноваций в образовании
Сегодня мы умеем отвечать на вопросы:
— Что такое цифровое обновление школы и каковы его этапы?
— В чем состоит цифровая трансформация образования?
— Что такое персонализированная, ориентированная на результат организация обучения?
— Что такое смарт-школа?
— Где находятся российские школы на пути к цифровой трансформации образования?
Мы можем, опираться на реальные примеры, демонстрировать, как выстраивают персонализировано-результативную систему обучения на практике.
Но вся главная работа по цифровой трансформации школы еще впереди.
Полная видеозапись семинара здесь.
Презентация (PPTX, 6.90 Мб)
Уваров Александр Юрьевич
Ведущий эксперт Лаборатории инноваций в образовании