• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Люди не очень-то верят в нейрообразование: вместе с высокой стоимостью технологий — это один из главных барьеров его развития

Восторженная героиня советского кино твердила, что «скоро ничего не будет — останется только телевидение», а сегодня что-то подобное иногда можно услышать про нейрообразование. Мол, в будущем эти технологии работы с мозгом «напрямую» вытеснят вообще всё. Так ли это, обсуждали на очередном семинаре «Нейронауки об образовании». Аспирант департамента социологии факультета социальных наук Вышки Никита Отставнов провел своего рода ревизию — что сегодня известно о нейрообразовании, какие технологии в него включают и что мешает развитию этой сферы.

Люди не очень-то верят в нейрообразование: вместе с высокой стоимостью технологий — это один из главных барьеров его развития

ТЕОРИЯ РАЗОШЛАСЬ С ПРАКТИКОЙ

За основу своего разбора Никита взял отчет Национальной технологической инициативы. Главным достоинством докладчик назвал «классное» определение, сформулированное для нейрообразования: это «система образования, опирающаяся на закономерности нейрокогнитивных механизмов приобретения новых знаний, обучения и памяти, а также на данные об индивидуальных предрасположенностях человека и пластичности мозга». В отчете, по его словам, грамотно связаны коммерция и наука.

«Мне нравится задача, выделенная НТИ: создать такие условия, чтобы больше информации осваивалось за меньшую единицу времени. Информации становится всё больше, надо ее лучше упаковывать. Таким образом, ключевое — те аспекты работы мозга, которые связаны с тем, как мы получаем информацию».

Отставнов Никита Сергеевич
Аспирант департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Но на практике, по его словам, в отчете раскрывается скорее «низкоуровневое» определение: в технологии нейрообразования записывают любые образовательные технологии или методики, которые включают хоть в какой-то мере технологическую составляющую или анализ данных.    


ВИНЕГРЕТ ИЗ ТЕХНОЛОГИЙ

Основными направлениями рынка эксперты называют:

— Образовательные программы, основанные на особенностях нейрокогнитивной работы мозга, его пластичности

— Нейротехнологии, которые способствуют интеграции нейроинтерфейсов, виртуальной и дополненной реальности в обучение

— Нейротехнологические устройства, которые способны анализировать мозговую активность, улучшать процесс запоминания и т.д.


В качестве основных технологий, по версии НТИ, фигурируют: онлайн-образовани, EdTech, носимые устройства для улучшения концентрации, образовательное ПО и приложения, VR, AR, MR-технологии, игровое обучение, нейропротекторы, инвазивные интерфейсы (мозговые импланты), неинвазивные интерфейсы (BCI), онлайн-тренажеры для мозга. Пестрота этого списка смутила Никиту Отставнова.

«Я еще на этапе прочтения задавался вопросом, где здесь нейрообразование. Например, EdTech, VR — есть ли там знание о мозге? Коллеги собрали все, что развивается и на западе, и у нас в сфере образования. Что мешает внедрять это массово? Непонимание технологий, низкая осведомленность о выгодах применения, высокая стоимость устройств»

Отставнов Никита Сергеевич
Аспирант департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

ОТСТАЕМ, НО ДОГОНЯЕМ

Разница между развитием нейротехнологий в мире и в России в презентации была наглядна. Мировые игроки, по версии НТИ, развивают следующие направления:

— Применение VR, AR, MR

— Использование машинного обучения, ИИ

— Работа с изученными когнитивными функциями

— Работа с гибкими навыками

— Применение интерфейсов по считыванию активности мозга


В России из этого набора развивается: 

— Применение VR, AR, MR

— Использование машинного обучения, ИИ

— Разработка конструкторов для изучения нейрокогнитивной области


«Российские компании сталкиваются с недостатком кадров, высокой стоимостью оборудования. Принято записывать в плюсы наши льготы в IT-сфере и дешевые технологические решения, но я не уверен, что они все еще такие дешевые. В качестве ключевых проблем я бы назвал нехватку понимания — что такое нейротехнологии, как их применять»

Отставнов Никита Сергеевич
Аспирант департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Это не говоря уже об общих «физических» барьеров, которых все еще много: «Человеку, допустим, стало плохо в VR-очках, закружилась голова, и всё — эта технология для него уже неприменима». И все-таки этот сектор растет, как и доступность самих технических решений, надо активнее привлекать инвестиции, а главное — популяризировать нейротехнологии.


Полная видеозапись семинара здесь

Семинар «Нейронауки в образовании» проводится раз в три недели Институтом образования, Департаментом психологии, Центром нейроэкономики и когнитивных исследований, Центром языка и мозга НИУ ВШЭ при поддержке НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».