• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Бизнесу учат не в вузе, а дома: система образования пока не играет главную роль в обучении предпринимательству

Как становятся предпринимателями? По зову сердца или благодаря тому, что научили в университете? Для второго, по крайней мере, созданы все условия: вот уже много лет вузы развивают акселераторы, различные программы для поддержки стартапов и т.д. Не хочется утверждать, что они в этом не преуспели, но до роли «первой скрипки» еще далеко: исследование показало, что важнее значение личного примера в близком окружении, успешного детского опыта предпринимательства и т.д. Сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра провели интервью со 82 начинающими бизнесменами — выпускниками профильных программ вузов — и проанализировали историю и показатели нескольких сот стартапов, развивать которые помогали университеты.

Бизнесу учат не в вузе, а дома: система образования пока не играет главную роль в обучении предпринимательству

Прежде всего Павел Сорокин, Юлия Вятская и Светлана Черненко обратили внимание, что эти стартапы в целом не очень успешны с точки зрения рынка. «Реальная конверсия проектов оказалась довольно низкой: убедительные внешние под- тверждения рыночной успешности имели только 14 из 428», — сказано в исследовании. С помощью специально разработанной анкеты и так называемой «матрицы капиталов» они оценивали, какую роль в предпринимательском успехе и вообще выборе респондентов играли навыки, полученные в вузе, финансы, связи, личностные характеристики.

Оказалось, что ключевое значение имели связи, личностные характеристики (в том числе связанные, вероятно, с ранним, детским опытом предпринимательства), пример близких: если кто-то в семье занимался бизнесом, это оказывало влияние. «Роль близкого окружения оказалась важнее, чем роль обучения предпринимательству», — подчеркнули авторы доклада. Из разных форм поддержки предпринимательства в вузах респонденты считают самыми эффективными стартап-студии, это тоже вызывает вопросы, потому что такой формат предполагает скорее присоединение к чужому проекту, чем проактивное создание своего.

Вместе с тем, исследование показывает широкий круг характеристик выпускников программ обучения предпринимательству в вузах, выходящий за пределы непосредственно вопросов создания и развития рыночного бизнеса: это выраженные ориентации на решение социальных проблем, стремление сделать мир лучше, а кроме того, различные мягкие навыки, которые востребованы в самых разных сферах жизни. 

Авторы дают девять рекомендаций вузам по более эффективному развитию предпринимательских навыков:

— Сделать курсы по обучению предпринимательству доступными для студентов всех специальностей,

— Диагностировать предпринимательские навыки у студентов, чтобы дифференцировать подходы к обучению,

— Развивать у студентов навыки командообразования,

— Создавать стартап-студии,

—- Обновить программы и методики реализации курсов по предпринимательству — сделать акцент на развитии конкретных навыков,

—- Привлечь к сотрудничеству действующих предпринимателей,

—- Активнее применять метод кейс-стади,

—- Акцентировать возможное социальное значение разрабатываемых студентами проектов.


Прочитать доклад «Факторы успеха предпринимательских проектов студентов и выпускников рос­сийских вузов» можно здесь