Бизнесу учат не в вузе, а дома: система образования пока не играет главную роль в обучении предпринимательству
Прежде всего Павел Сорокин, Юлия Вятская и Светлана Черненко обратили внимание, что эти стартапы в целом не очень успешны с точки зрения рынка. «Реальная конверсия проектов оказалась довольно низкой: убедительные внешние под- тверждения рыночной успешности имели только 14 из 428», — сказано в исследовании. С помощью специально разработанной анкеты и так называемой «матрицы капиталов» они оценивали, какую роль в предпринимательском успехе и вообще выборе респондентов играли навыки, полученные в вузе, финансы, связи, личностные характеристики.
Оказалось, что ключевое значение имели связи, личностные характеристики (в том числе связанные, вероятно, с ранним, детским опытом предпринимательства), пример близких: если кто-то в семье занимался бизнесом, это оказывало влияние. «Роль близкого окружения оказалась важнее, чем роль обучения предпринимательству», — подчеркнули авторы доклада. Из разных форм поддержки предпринимательства в вузах респонденты считают самыми эффективными стартап-студии, это тоже вызывает вопросы, потому что такой формат предполагает скорее присоединение к чужому проекту, чем проактивное создание своего.
Вместе с тем, исследование показывает широкий круг характеристик выпускников программ обучения предпринимательству в вузах, выходящий за пределы непосредственно вопросов создания и развития рыночного бизнеса: это выраженные ориентации на решение социальных проблем, стремление сделать мир лучше, а кроме того, различные мягкие навыки, которые востребованы в самых разных сферах жизни.
Авторы дают девять рекомендаций вузам по более эффективному развитию предпринимательских навыков:
— Сделать курсы по обучению предпринимательству доступными для студентов всех специальностей,
— Диагностировать предпринимательские навыки у студентов, чтобы дифференцировать подходы к обучению,
— Развивать у студентов навыки командообразования,
— Создавать стартап-студии,
—- Обновить программы и методики реализации курсов по предпринимательству — сделать акцент на развитии конкретных навыков,
—- Привлечь к сотрудничеству действующих предпринимателей,
—- Активнее применять метод кейс-стади,
—- Акцентировать возможное социальное значение разрабатываемых студентами проектов.
Прочитать доклад «Факторы успеха предпринимательских проектов студентов и выпускников российских вузов» можно здесь