• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Взрослые не очень довольны результатами учебы: и удовлетворенность, и итоговый рост зарплат в секторе образования взрослых оказались скромными

Сначала учиться, потом работать: раньше все примерно так и жили, но чем дальше, тем очевиднее, что эта схема ушла в прошлое. Сегодня на жизни человека сменяются несколько технологических циклов, приходится доучиваться, а то и менять профессию. Сегмент образования взрослых растет и уже охватывает около трети экономически активного населения. В Инобре попытались взглянуть на этот ландшафт целиком и обсудить тренды и проблемы с самими игроками рынка образования для взрослых.

Взрослые не очень довольны результатами учебы: и удовлетворенность, и итоговый рост зарплат в секторе образования взрослых оказались скромными

Георгий Ряжский

МЫ ВСЕ УЧИЛИСЬ ПОНЕМНОГУ

Наталья Кармаева и Андрей Захаров, научные сотрудники Института образования, обобщили результаты нескольких исследований и проанализировали данные мониторингов. В России охват образованием взрослых ниже, чем в развитых странах, но все-таки достаточно большой (32% от всех работающих по данным на 2017 год), хоть и неравномерный — максимально вовлечена группа 25-34 года, а чем старше, тем вовлеченность ниже.

Если смотреть на все типы образования (согласно классификации ОЭСР) — формальное (дополнительное обучение на программах образовательных учреждений, например, получение второго высшего образования), неформальное (обучение на различных курсах) и информальное (то есть не связанное со стандартной образовательной средой), то именно с информальным мы сталкиваемся чаще всего не только в жизни, но и в профессии. Обучение 24,7 % респондентов, которые отметили участие в информальном обучении за последний год, было связано с их работой. Это включает обучение на рабочем месте под руководством коллег, чтение профессиональной литературы, участие в профессиональных выставках, семинарах. Однако участие в более структурированных форматах, когда мы можем понимать, какие именно профессиональные навыки осваиваем и для каких целей, продолжает оставаться очень низким.

Неудивительно, что наше участие в обучении продолжает сильно зависеть от нашего происхождения и усиливается наличием высшего образования. Образовательный капитал начинает накапливаться еще в детстве в семье. 

«Формальное образование чаще получают взрослые без диплома вуза, у родителей которых он есть. Это своего рода компенсаторная стратегия — выходцы из семей с высоким уровнем образовательного капитала, которые по каким-то причинам не получили высшее образование на ранних этапах, компенсируют этот дефицит после выхода на рынок труда. В отличие от них, в неформальном образовании чаще участвуют взрослые люди с высшим образованием, а в информальном обучении — люди с высшим образованием, родители которых окончили вуз. Как видим, это другая стратегия усиления (накопления) своего человеческого капитала, наиболее распространенная среди тех, у которых он и так относительно высокий».

Кармаева Наталья Николаевна
Доцент Института образования НИУ ВШЭ

Это ставит вопрос о позиционировании в том числе и онлайн образовательных программ, работающих в секторе неформального образования, насколько они в действительности могут стать социальным лифтом для людей с недостаточным образовательным капиталом.

 

ЧТО ПОЛУЧАЮТ ВЗРОСЛЫЕ?

Одна из задач получения образования связана с трудоустройством. Мы видим, что почти все форматы образования и обучения на практике связаны с более высокой вероятностью занятости. Это ожидаемо, ведь высокий уровень занятости всегда был сильной стороной российского рынка труда, даже в лихие 1990-е годы, и квалифицированный специалист работу найдет.

Другая гипотеза, которую проверяли исследователи — что в результате прохождения уже работающими людьми курсов, финансируемых работодателем, повышается самоэффективность. Так же, если у человека в результате обучения улучшается способность решать задачи, то логично предположить, что это приводит к повышению активности, продвижению по работе, росту зарплаты и соответственно удовлетворенности своей работой и зарплатой.

«В реальности самоэффективность растет, а удовлетворенность возможностями продвижения и оплатой труда — нет. Действительно, чем выше самоэффективность, тем больше шансов на продвижение, но не для всех и не во всех секторах экономики и профессиях».

Захаров Андрей Борисович
Ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ

Исследования также показывают, что только у прошедших неформальное образование, спонсируемое работодателем, через год зарплата выше, если сравнивать с не прошедшими обучение. Хотя разница в зарплате не так значительна, как можно было бы ожидать, и зависит от профессии и уровня образования респондента, сектора занятости.

В итоге образование взрослых дает некоторые преимущества. Важно, чтобы не возникало противоречия между ожиданиями и реальным выигрышем, который получают от образования отдельные группы пользователей.

«Если образовательная программа позиционируется провайдером как социальный лифт (ты работаешь таксистом, возьми кредит, приди к нам, сменишь профессию и начнешь зарабатывать намного больше), то может оказаться, что на курсы идут не совсем те, кому действительно подходит это предложение, и выигрывают не так сильно», — отмечают исследователи.

 

ЧТО ПОМОЖЕТ НАВИГАЦИИ В МОРЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Вопросы, которые докладчики предложили для дискуссии — на что ориентироваться провайдерам, что «подкручивать» в самих программах? Что важнее для успеха, образование или опыт работы? Как будет меняться онлайн-образование?

«Популярность онлайн-курсов и краткосрочных программ повышения квалификаций в онлайн формате будет возрастать, в том числе, в результате увеличения государственного финансирования на развитие индустрии онлайн образования. При этом нормативно-правовая база в отношении онлайн образования недостаточно развита. В частности, отсутствуют стандарты по дизайну онлайн курсов, методология и инструменты оценки качества онлайн программ и лицензированные эксперты по оценке качества. Для развития онлайн-образования в России необходим более пристальный фокус на различные аспекты качества».

Ротарь Ольга Юрьевна
Специалист по учебно-методической работе Отдела академического развития НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде

Основной проблемой онлайн-образования Ольга Ротарь назвала высокий процент отсева студентов, а главное препятствие для исследователей — высокую разнородность среды взрослых учеников с точки зрения мотивированности и целей.

«Тренды, которые мы наблюдаем: рост влияния отделов обучения в компаниях, встраивание обучения в рабочий процесс, превращение проблемы низкой квалификации в возможность обучить под конкретные задачи, обучение как удержание сотрудников через развитие компетенций и внутренние переходы».

Поросенков Геннадий Андреевич
Руководитель МТС.Тета

Марина Харахордина, руководитель методического отдела Skillbox, рассказала, что к ним приходит много людей, которым в школе и университете говорили, «какое у тебя домашнее задание, что и когда надо сдать. На нашей платформе, когда у тебя нет дедлайнов, указаний «сегодня сдай то, а завтра это», очень многим сложно регулировать свое обучение. Эффективно, когда учишься тому, что интересно, и когда процесс похож на игровой симулятор».

«Наша задача – создавать программы с нелинейным треком обучения. Чтобы трек подстраивался под входные данные у студентов и учитывал сферу их интересов. Если слушателю интересно, обучение будет идти быстрее и продуктивнее»

Харахордина Марина Викторовна
Руководитель методического отдела Skillbox


Полная видеозапись семинара здесь 

Презентация (PDF, 1.21 Мб)