• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Что наш учебный класс? Игра!: эксперты о том, какими форматами заменять старую и скучную классно-урочную систему

Деление школы на младшую, среднюю и старшую (вернее, его прообраз) придумал еще Коменский. За пять веков устройство школы, конечно, менялось, но не радикально. И о том, что именно среднее звено «барахлит», тоже стало известно не вчера: при выходе из младшей школы ученики теряют почву под ногами и мотивацию, а подростковый возраст усугубляет нежелание учиться. На экспертном клубе «Новая российская школа» обсуждали решение, предложенное в одной из самых известных московских школ – «Покровский квартал».

Что наш учебный класс? Игра!: эксперты о том, какими форматами заменять старую и скучную классно-урочную систему

© AI

Средняя школа потеряла цель

Лидер экспертного клуба Анатолий Каспржак начал встречу с признания, что за полвека работы так и не разобрался, почему именно в средней школе «ничего не получается». «Интересно, что за границей, где такое же деление на сегменты, не плачут, а у нас все плачут, начиная с педагогов и заканчивая социологами, не говоря уже про психологов, которые плачут всегда», — констатировал он. 

По мнению Анатолия Каспржака, главная проблема средней школы — в том, что классно-урочная система приходит в нее из младшей, а изучение основ наук через отдельные предметы — из старшей. В силу этой и многих других особенностей средняя школа становится очень длительной, «в одном флаконе» оказываются и пятиклассники, и девятиклассники, хотя по сути это совершенно разные сегменты. Младшая и старшая школы явственно осознают свои задачи — а в средней это понимание просто теряется.

«Классно-урочная система в 5 классе перестает работать, все исследования это показывают, значит, надо внедрять новые организационные формы. Три ключевых вопроса: они будут разные в разных звеньях? Как должно измениться образовательное пространство? И какими будут новые оценочные средства? Мы же подсадили детей и родителей на отметки, как на иглу»

Каспржак Анатолий Георгиевич
Заслуженный профессор НИУ ВШЭ

Подростки в поисках приключений

Эксперименты с новыми формами урока в «Покровском квартале» начались с осознания, что образовательное пространство не учитывает потребностей подростка. Классно-урочная система плохо справляется не только с «подготовкой к будущему», но и навыками для «здесь и сейчас». Мир подростков — это желание приключений, экспериментов, новых ролей, и «сидеть затылок в затылок и записывать новые формулы — не то, что им нужно», говорит замдиректора школы Кристина Кухлевская.

В первом варианте «Подростковая школа» появилась как внеурочный эксперимент второй половины дня. Дети переходили из корпуса в корпус, изучая привычные предметы, но иначе: через игровые технологии, проектное обучение, приглашение профессионалов в разных областях. Сейчас в проекте участвует более 20 педагогов, которые «гастролируют» по корпусам, поочередно проводя в каждом четырехнедельные модули. Новый формат дополняется элективными курсами, подготовкой к выступлению на проектной конференции, участием в школьном самоуправлении и дебатах.  

«Стопроцентного охвата по-прежнему нет, и мы задались вопросом, а может ли «Подростковая школа» быть не внеурочной, проходить в первой половине дня? Обратились к федеральному учебному плану. Да, общественные науки — историю, географию, обществознание и т.д. — уже можно изучать с такой технологией погружения в предметы. А затем, возможно, и естественные науки»

«Стопроцентного охвата по-прежнему нет, и мы задались вопросом, а может ли «Подростковая школа» быть не внеурочной, проходить в первой половине дня? Обратились к федеральному учебному плану. Да, общественные науки — историю, географию, обществознание и т.д. — уже можно изучать с такой технологией погружения в предметы. А затем, возможно, и естественные науки»

Кухлевская Кристина Игоревна
Заместитель директора ГБОУ «Школа «Покровский квартал»

Учитель либо интересен, либо нет

В ходе дискуссии многие говорили о том, что идеи такого рода «носятся в воздухе» и обсуждаются многими школами. Катерина Поливанова вспомнила, что в Красноярске такое сочетание активных форм работы и проектного обучения обсуждали и 30 лет назад. Но у таких проектов возможны и барьеры, в том числе, связанные с пониманием самой роли школы.

«Все время звучит: школа должна обеспечить. А почему она? Может, кроме нее еще что-то есть — пространства, активности, люди? Рук школы хватит на всё? Нет. Если мы понимаем, что у подростка есть новые потребности, которые мы не удовлетворяем, то, может, не надо на это претендовать? Если мы подписываемся на всё на свете, то мы всех обманываем».

Поливанова Катерина Николаевна
Ординарный профессор НИУ ВШЭ

Схожие с «Подростковой школой» идеи пробуют и в Лицее ВШЭ, правда, он работает со старшеклассниками. Здесь тоже исходят из принципа, что основная цель — чтобы ученик ходил на уроки с удовольствием, а предметы «пристегиваются» к этому естественным образом.

«Что касается изменения форматов, технологий — то кто-то из преподавателей чередует викторины, квизы, выездные лаборатории, а кто-то традиционно говорит у доски. Но когда мы позже опрашиваем детей, никто про формат не говорит: учитель либо интересен, либо нет»

Подкопаев Денис Сергеевич
Руководитель девятых классов Лицея НИУ ВШЭ

«Если посмотрим на другие страны, то они изменили подход к пониманию качества образования. Видят в нем полноту созданных возможностей. Сегодня мы обсуждаем новые форматы как эксперимент — может, двинемся по этому направлению, а может, в другую сторону. Зачем это нужно? Потому что так, как сейчас, нельзя — жалко детей»

Каспржак Анатолий Георгиевич
Заслуженный профессор НИУ ВШЭ

Полная видеозапись экспертного клуба здесь

В рамках экспертного клуба «Новая российская школа» ежемесячно встречаются практики (директора, чиновники, учителя) и исследователи. Мы обсуждаем проблемы школы: что происходит «на земле»?