Не просто учитель, а комьюнити-менеджер!: Научим студентов педвузов строить отношения с семьями учеников
Курс «Школьные сообщества» родился из проекта Рыбаков Фонда «Школа – центр социума». Он строится в гибридном формате: онлайн-контент сочетается с практическими заданиями, а эффективнее всего, когда курс интегрирован в программу педвуза, в котором учится студент, и в его педагогическую практику. Это бесплатно для вузов, закрывает дефициты их программ (редко где целенаправленно учат налаживать контакт с семьями и школьным сообществом), поэтому курс охотно внедряют: он уже есть в программах более 50 университетов России и стран СНГ, фонд приглашает к сотрудничеству новые вузы. Такая схема позволяет подобрать кураторов внутри каждого конкретного вуза, которые будут на постоянной связи со своими студентами и помогут с педпрактикой. Но если университет не участвует в программе, а его студент хочет пройти курс сам, то это тоже возможно.
Курс состоит из четырех блоков: в рамках первого разбираем, что такое школьное сообщество и зачем оно нужно, как влияет на успеваемость и развитие личности ученика, какая команда нужна для того, чтобы развивать сообщества. Второй блок — основы навыков комьюнити-менеджера в школе: о своем опыте рассказывают те, кто уже освоил эту «профессию». Третий блок учит молодых педагогов коммуникации с родителями. В рамках четвертого разбираем, как совместно с родителями помочь школьникам с профориентацией. А дальше — практика. Студент должен выйти в школу и вместе с семьями учеников провести профориентационное мероприятие: обычно в его рамках родители рассказывают о своих профессиях, проводят экскурсии по своей работе и т.д.
Студентам курс помогает погрузиться в процессы организации школьной жизни (благодаря лекциям от педагогов-практиков и директоров), преодолеть страхи, связанные с общением с родителями учеников, вообще прокачать навыки педагога. Для школ это возможность вовлечь родителей в свою работу и закрыть дефициты, связанные с профориентацией учеников. А вузы получают возможность сделать эффективнее свои программы, практику и получить доступ к современному образовательному контенту.
«Вузам это удобно, потому что снижается аудиторная нагрузка преподавателей, наши кураторы берут на себя то, что связано с организацией планирования и организации взаимодействия участников. Из более 50 вузов, которые в этом проекте уже участвуют, некоторые интегрируют этот курс в свою основную программу, некоторые — включают в качестве факультативов, а 70% используют как часть задания на педпрактику», — рассказала исполнительный директор проекта Татьяна Захарова.