• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Рецепт для кампуса: в чем «фишка» новых многофункциональных пространств вузов и как правильно их создавать

В России строят большие межвузовские кампусы — всего их будет не меньше 25. Это должны быть многофункциональные комплексы, интегрированные в город, с многослойной системой сервисов (не только для студентов). Вместе с Александром Клягиным, ведущим экспертом лаборатории «Развитие университетов», разбираем, что ждать от этого проекта инициаторы и с какими вызовами он сталкивается.

Рецепт для кампуса: в чем «фишка» новых многофункциональных пространств вузов и как правильно их создавать

Козырь в конкуренции за таланты

Сами по себе кампусы — не новое явление: многие крупные университеты мира изначально создавались в формате кампусов, где совмещены учебные корпуса, общежития и остальные объекты инфраструктуры. Например, Оксфорд или Болонский университет — классические примеры традиционного кампуса. Но сейчас под современным кампусом понимается уже нечто другое.

Во-первых, проектирование современного кампуса означает создание многофункционального, интегрированного в город пространства с многослойной системой сервисов для разных целевых групп. Во-вторых, кампусы мирового уровня это, прежде всего, значимый фактор экспорта образования. В Китае, например, с 1995 года запущена программа по обновлению инфраструктуры ведущих университетов страны. Программа была нацелена на повышение позиций китайских университетов в условиях сильной конкуренции за таланты.

Несмотря на то, что в России есть примеры вузовских кампусов, которые были сформированы сравнительно недавно (Дальневосточный федеральный университет на острове Русском, Сибирский федеральный университет и другие), новый стандарт кампуса появился сравнительно недавно. Его главное отличие: один кампус — для нескольких университетов.

Студенты ищут место для творчества

Проект по созданию межвузовских кампусов — часть нацпроекта «Наука и университеты». Он предполагает общий алгоритм от заявки до реализации. 

Исследования запросов самих студентов показывают, что им важен комфорт: они хотят иметь собственные предметы мебели и бытовую технику, им нужны комнаты для тихого обучения или коворкинги. Когда большую часть времени приходится тратить на решение бытовых проблем, пространства для образования и творчества остается крайне мало.

Помимо улучшения образовательных результатов, у новых кампусов несколько задач: стать отправной точкой научно-образовательной коллаборации разных вузов и активнее развивать взаимодействие университета и города, быть местом притяжения горожан и площадкой социальных и коммерческих инициатив.

Пять вызовов для управленцев вузов

1. Кампус «в новом прочтении» требует от вузов высокой степени субъектности. Университеты привыкли воспринимать инфраструктуру только в ключе строительства и эксплуатации. Работа с инвестиционным проектом, погружение в экономическую и организационную модель кампуса нового типа для большинства команд в регионах — это новая реальность. Очевидно, что те команды, которые получат этот опыт первыми, станут самыми квалифицированными по управлению кампусами в стране.

2. Придется учиться работать друг с другом

Задача создать один кампус для целой группы университетов — совершенно новая, вузам придется изменять взаимодействие друг с другом. Если получится, это поможет повысить уровень образования и привлечь больше талантливой молодежи, остановить отток кадров из регионов, — считает директор Инобра Евгений Терентьев. Ведущий эксперт лаборатории «Развитие университетов» Александр Клягин напоминает, что вузы привыкли осуществлять автономную политику и редко активно сотрудничают друг с другом. Новые кампусы уже их на это мотивируют, независимо от того содержания, которым наполнятся. 

3. Строить надо будет по-новому

Вузы хорошо умеют решать инфраструктурные задачи, связанные со строительством отдельных объектов — общежитий, бассейнов и т.д. Сейчас же нужно научиться придумывать и создавать многофункциональные объекты, открытые не только студентам и сотрудникам, но и всем горожанам. Это серьезный вызов, потому что сама идея открытости городу зачастую дается вузам нелегко. 

4. ...И считать тоже

Расчет социально-экономических эффектов и в целом отдачи от проекта требует нетривиальных подходов и изменения представлений в межвузовских командах. Прежде всего, нужно уметь увидеть в потоках целевых групп дополнительный фактор инвестиций в развитие городской среды и сервисов. 

5. Как управлять будем?

Штабы в регионах, состоящие из представителей разных вузов, уже научились договариваться и сотрудничать на этапе проектов. Однако после того, как новые объекты заработают, нужно будет управлять университетскими консорциумами, созданными на основе кампусов. Это должна быть системная работа с ровным уровнем эффективности — ей еще предстоит научиться.