Уроки крепкой психики: грамотности в области ментального здоровья надо учить так же, как счету и письму
Тема поддержания ментального здоровья обсуждалась на недавнем круглом столе экспертного совета при комитете Госдумы по науке и высшему образованию. Звучали предложения, как может выглядеть комплексный федеральный проект, который охватит все группы населения — от школьников до пенсионеров. Речь идет об инициативах на стыке образования и здравоохранения. Идеи, как в этом может участвовать школа, представил директор Центра общего и дополнительного образования Сергей Косарецкий.
«Мы видим рост количества проблем с ментальным здоровьем и в подростковом возрасте, и среди молодежи, и существующая сегодня система не может на это адекватно ответить. Она разрознена: свои регламенты есть у психиатров, которые проводят диспансеризации, у школьной психологической службы, а у образования — свои задачи, — говорит Сергей Косарецкий. — Сегодня мы понимаем, что депрессии, стрессы, тревожность — это не только проблемы отдельных детей, которые попадают в поле зрения того же психолога, это часть ответственности школ за настоящее и будущее учащихся». Отсутствие такого понимания приводит к тому, что школа может усугубить имеющиеся проблемы или создать их. Принятие этой ответственности школой может снизить риски неблагополучия и помочь в решении традиционных задач обучения и воспитания.
В «дорожной карте», предложенной Инобром, акцент сделан на создание в школе безопасной и комфортной обстановки, в которой ментальные проблемы менее вероятны. Предлагается развивать навыки совладания со стрессом, управления эмоциями, выстраивания здоровых отношений, обеспечить раннюю поддержку, основанную на принципе доказательности, и специализированную поддержку сторонних специалистов для тех, кто в этом нуждается. Речь идет и о том, чтобы в перспективе включить вопросы ментального здоровья в учебный план. Ученики должны понимать, что такое норма ментального здоровья, какие есть варианты нарушений, что на это влияет (в том числе в цифровой среде). Научиться распознавать ситуации, когда и у них самих, и у членов семьи или друзей возникают нарушения, где получить помощь и как поддержать других.
«Одной из задач образования должно стать формирование у человека таких навыков, которые позволят ему сохранять ментальное здоровье. Мир быстро меняется, много поводов для стресса, надо слышать себя, понимать, как правильно общаться с другими людьми, поддерживать их, видеть их трудности, распознавать риски. Когда-нибудь мы сможем говорить и о полноценных уроках ментального здоровья, а сейчас это можно развивать как часть внеурочной деятельности, пробовать включать в занятия по естествознанию и обществознанию», — считает Сергей Косарецкий.
В Инобре изучили и мировой опыт. В некоторых странах меры по поддержке ментального здоровья уже есть в школьных программах — например, в Онтарио (Канада) уроки персональных стратегий сохранения здоровья, большая программа (с 3 по 12 класс) интегрирована в учебный план австралийских школ, есть примеры программ в школах Ирландии, Англии и США. Пока таких инициатив немного, причем, как отмечают авторы доклада, «не везде в равной степени уделяется внимание вопросам ментального благополучия всех субъектов образовательных отношений — педагоги, а тем более специалисты сопровождения часто упускаются из вида». Если разрабатывать комплексную программу, то она должна включать меры поддержки ментального здоровья не только учеников, но и учителей.