Мировоззрение «из рук в руки»: наставничество может дать гораздо больше, чем традиционное обучение
Ключевыми вопросами круглого стола стали наиболее эффективные педагогические подходы и практики способствующие успеху в быстро меняющемся мире. По словам экспертов, уникальность наставничества — в том, что его можно использовать и в формальном, и в неформальном секторах образования, а также для людей разных возрастов. «Для наставничества характерна не только работа с компетенциями и владением профессиональными инструментами, но и внедрение ученика в культуру и профессиональное сообщество. Наставничество закрывает дефицит в фигуре значимого взрослого у старших подростков и студентов, создавая межпоколенческий диалог», — считает Андрей Андрюшков, научный руководитель инфраструктурного центра Кружкового движения.
А еще для наставничества характерно разнообразие направлений. Так, Олег Дьяченко, руководитель отдела по взаимодействию с некоммерческими организациями Минобрнауки , выделил четыре направления: адаптационное, академическое (научное), проектное, а также «по работе с абитуриентами», которое наиболее характерно для вузов.
Что касается практик, то их много, особенно в контексте разных возрастов: о них рассказала Любовь Духанина, зам председателя наблюдательного совета Российского общества «Знание» . По ее словам, сейчас главная задача — обобщить и структурировать практики и продвигать наставничество как драйвер развития человеческого капитала. Оно позволяет сократить время овладения новыми профессиональными инструментами, что особенно актуально сейчас. Среди нерешенных проблем — вопросы оплаты работы наставника, а еще нужна формальная регламентация функционала наставника, так как только системные инструменты могут влиять на качество процесса.
Екатерина Морозова — директор открытого университета Сколково и лидер проекта «Академия наставников» — поделилась практиками наставничества в контексте предпринимательского обучения. По ее словам, наставничество лишь недавно начали в полной мере применять как инструмент развития компетенций в акселетраторских программах развития технологического предпринимательства. Например, оно стало обязательной частью проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
Исследования наставничества в обучающих программах для предпринимателей ведутся с участием Института образования. Среди ключевых вопросов — как оценивать эффективность этих практик, есть ли какой-то общий подход, если наставничество очень разнообразно по формам и у него нет единого стандарта. Екатерина предложила измерять эффективность наставничества через динамику развития предпринимательского проекта студента.
«В классическом образовании мало кейсов, когда самостоятельность является целью обучения. При этом развивать самостоятельность — одна из его задач. Здесь обучение предпринимательству в формате проектной деятельности с участием наставника-предпринимателя может быть образцом для всей системы образования, потому что позволяет преодолеть косность традиционных педагогических форматов, выйти за пределы жестких структур, характерных для формального образования», — рассказала Екатерина Морозова.
Круглый стол организован в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325)