Креативность оценим по рисунку: нейросеть помогает проводить тесты в школе по-новому
Пока это не столько рисунки, созданные детьми «с нуля», сколько конструктор изображения из разных деталей. Нужно собрать монстра на интерактивном экране. Задача — чтобы он был «удивительным, необычным и непохожим на других монстров в городе» (на каких — видно по образцам). По результату нейросеть оценит креативность ребенка.
Казалось бы, это может сделать и человек? Конечно, может, только его оценка будет субъективнее — он, скорее всего, смешает разные «компоненты» креативности (ученые называют их субконструктами). Это, в частности, оригинальность — способность предложить что-то совершенно новое, и детальность — умение глубоко проработать предложенную идею. Достоинства детального рисунка эксперт может отнести на счет оригинальности и наоборот. «Компьютерное зрение» работает иначе, распознавая всё по-отдельности. А еще при больших масштабах тестов это гораздо дешевле и быстрее, чем работа экспертов.
Пока с помощью нового метода оценили креативность более 5 тысяч работ учеников четвертых классов из Москвы, Калуги и Ярославля. Сами авторы называют это довольно маленькой выборкой для обучения нейронной сети (нтересно, что даже это обучение велось без привлечения экспертов — при помощи психометрических методов анализа данных). Но ведь это только начало — нейросеть быстро вырастет из песочницы с монстрами.