• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Школы в регионах несчастливы по-своему: единые рецепты для образования не работают, нужно подбирать «близнецов» — доказала Ксения Адамович

В российских школах общая программа, учебники, методики, в общем, теоретически образование в Калининграде и Владивостоке особо не различается. А в последние годы наметилась и полная унификация: когда начался ковид, Минпрос рассылал общие рекомендации для всех, и многие, как говорится, вошли во вкус. Зачем что-то подстраивать, если есть готовые алгоритмы на все случаи жизни? Но такой подход опасен: одни и те же меры образовательной политики могут в одном контексте помогать, а в другом вредить, — предупреждает Ксения Адамович. Она подготовила первое комплексное исследование пространственного неравенства образования в России — это стало темой ее кандидатской диссертации, защищенной в Инобре.

Школы в регионах несчастливы по-своему: единые рецепты для образования не работают, нужно подбирать «близнецов» — доказала Ксения Адамович

Ксения изучила, как «ведут себя» меры образовательной политики и методики школ в разных регионах. Да, экономические условия везде разные (эта разница по отдельным показателям достигает 17 раз!), но играют роль не только цифры, но и сочетание самых разных контекстных факторов. Где-то культурный капитал семьи имеет большое значение для успехов ребенка в учебе, а где-то — почти никакого эффекта. Где-то возникают системы «двойных штрафов», когда один негативный фактор накладывается на другой — ученики школ упираются в «стеклянный потолок» и, какие бы усилия ни прилагали, какие бы ресурсы ни вкладывали их семьи, не получается добиться того же, что легко достигают школьники в соседнем регионе.

«Проблемы образовательного неравенства обсуждаются часто, но, когда говорим о причинах, видим, что в разных регионах и причины разные — нет единой таблетки. Надо, чтобы регион, муниципалитет подбирали себе «близнецов» по сочетанию показателей и анализировали их практики. Потому что ни практики соседа, ни единые рекомендации работать не будут — мы увидели это даже для родительских стратегий. Например, многие считают, что детей надо отдавать в селективные школы, чтобы они лучше сдали ЕГЭ, поступили в лучший вуз и т.д. — да, для Москвы это работает, а для Московской области уже нет», — рассказала Ксения Адамович.


Диссертация будет полезна всем, кто руководит образовательной политикой на уровне регионов и муниципалитетов, чтобы понять принципы подбора «близнецов» своей территории и использования их опыта. Подробнее