• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Не уходят в море: дети выбирают морские клубы не для профессии, а потому что хотят приключений

Любовь к морю важнее карьеры. Морские объединения привлекают подростков не шансом на работу моряком в будущем, а уникальной возможностью прямо сейчас стать членом команды парусного судна и получить навыки, которыми может похвастаться не каждый сверстник.

Не уходят в море: дети выбирают морские клубы не для профессии, а потому что хотят приключений

© AI

Это выяснили Иван Иванов и его коллега из Госуниверситета морского и речного флота Михаил Зенкин на основании анкетирования руководителей, педагогов, учащихся и выпускников морских объединений, а также курсантов вузов и колледжей морского и речного транспорта.

Оказалось, что две трети из двадцати тысяч обучающихся в морских клубах не грезят морской профессией. Даже те, кто прошел полный курс в таком клубе, признались, что изначально не собирались связывать свою профессию с морем. В отраслевых вузах и колледжах продолжают учебу всего четыре процента выпускников детских морских объединений. Однако почти все посещавшие морские клубы дети намерены и дальше заниматься яхтингом, водными походами или другими видами спорта.  

Учредители организаций, педагоги и семьи учащихся определились с ролью морских клубов. Более 60% полагают, что детские морские объединения полезны для детей и их родителей, то есть для семей. Четверть считает, что они приносят пользу государству, воспитывая граждан и патриотов. Только 7% видят в этом пользу и для морской отрасли.

По словам руководителей морских объединений, свою главную задачу они видят в социализации и подготовке подростков к самостоятельной жизни. Профессиональная ориентация не входит в число основных приоритетов и на уровне регламентов, она где-то в середине списка поставленных задач. Это следует из анализа уставов 35 детских морских организаций, который также стал частью исследования.

В этом смысле произошел заметный разворот от практик Советского Союза, когда морские школы ДОСААФ, детские речные пароходства и клубы юных моряков были строго ориентированы на подготовку кадров для флота. За последние тридцать лет морские организации стали ближе к мировому стандарту. Морская кадетская и скаутская деятельность в Канаде, Великобритании, Японии, Гонконге и Южной Корее также не сосредоточена на допрофессиональной подготовке и рекрутинге, а направлена на развитие универсальных компетенций и жизненных навыков.

Эксперты полагают, что сложившаяся система детского морского образования может не отвечать реальным потребностям рынка труда. Более того, морская индустрия ожидает, что детские морские клубы будут готовить специалистов для флота. Это указано в Морской доктрине РФ и в Стратегии подготовки кадров для транспортной отрасли до 2035 года.

Безусловно, на карьеру в море решиться трудно, но детские морские клубы все-таки влияют на выбор профессии. Две трети из числа выпускников, которые выбрали морские вузы, говорят, что именно благодаря прохождению морской практики в подростковом возрасте осознали, что хотят работать в море, любят эту профессию и успешнее справляются с учебой. 

Поэтому исследователи призывают стейкхолдеров — заинтересованных представителей  морской индустрии, отраслевых вузов и предприятий, чаще выходить на контакт и сотрудничать с детскими морскими объединениями.   

В исследовании участвовали 1583 человека из 37 регионов России. Среди них были руководители детских морских клубов, учителя, подростки 14-17 лет и выпускники, которые поступили в учебные заведения Росморречфлота.

Это исследование опубликовано в статье, которая вошла в состав портфолио для выпускной квалификационной работы в магистратуре «Управление образованием». 

Подробнее