• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Гормон роста» и кумыс: как школы Алматы нашли свои «фишки», чтобы стать передовыми в Казахстане

Пословица гласит, что учить ученого — только портить. Здесь есть доля правды — в том, что доучивать и переучивать опытных практиков, тех, кто десятилетиями успешно работает, очень сложно. С этой точки зрения у Инобра год назад был непростой «квест»: провели девятимесячные курсы для управленческих команд 70% школ Алматы. И масштаб задачи (более 150 школ), и то, что в Казахстане свои, отличные от наших, правила и традиции — всё это делало проект более чем амбициозным.

«Гормон роста» и кумыс: как школы Алматы нашли свои «фишки», чтобы стать передовыми в Казахстане

Год спустя беседуем о его итогах с участниками — Шавкатом Умаровым, директором школы-гимназии № 153, и Раисой Цай, директором гимназии № 79. Проект инициировал акимат (мэрия) Казахстана, а поддержала EdCrunch Academy. Задача — помочь алматинским школам разработать программы развития, чтобы сделать школьное образование города передовым в стране. Городские власти выбрали Инобр, потому что зарекомендовал себя наш подход: перестройка образовательной программы вместе с управленческой, работа с командой школы, а не только с директором. Поэтому каждую школу на протяжении всех девяти месяцев учебы представляла команда из трех человек. 

«Чему нас может научить Москва?»

Программа началась с того, что управленческим командам помогли определить проблемы своих школ. «Первоначально это приняли в штыки: какие могут быть проблемы, которые будет изучать Москва? — рассказывает Шавкат Умаров. — Нашими кураторами были молодые ребята,
казалось бы — молоко на губах не обсохло, чему они могли научить нас — директоров с 15-20 годами стажа работы? А во время дискуссий, коучингов и тренингов увидели, что в каждой школе есть свои проблемы, а вот в чем „фишка“ каждой школы, ответить как раз оказалось непросто. Одни говорили: у нас хорошее патриотическое воспитание, — но нам отвечают, что это не измеряется... Когда составили карту проблем и „фишек“, увидели, что, работая в одном городе, знаем друг друга,
но не знаем школы друг друга — чем они дышат, в чем преимущества? За время учебы и защиты проектов узнали друг друга лучше, чем когда-либо».

«А у нас не было стадии неприятия: мы хотим не отставать от времени и образовательных трендов. Познакомились с прекрасными тренерами и экспертами, впечатления остались самые лучшие, — говорит Раиса Цай. — В качестве главной проблемы увидели то, что имеем большую статистическую базу данных по школе — но мало ее учитываем, как не учитываем и свои преимущества в сравнении с близлежащими школами, и их преимущества тоже не видим. Начали это исправлять»

«Раньше говорили, но не делали»

По итогам программы в 79-й гимназии появился центр компетенций «Науку — в жизнь!» — так была налажена научно-исследовательская работа учеников и педагогов и сотрудничество с другими школами в области науки. Уже четверть учителей руководят научными проектами, в этой работе участвуют и преподаватели вузов. «Мы научились планировать образовательный процесс на основе данных, анализировать конкурентную среду, работать по принципу „Развивай свои сильные стороны, тогда слабые сами подтянутся“. Изменили взгляд на индивидуальный образовательный маршрут ученика — наши старшеклассники уже начинают его создавать. Стали разделять преподавание
и оценивание: один педагог учит, другой принимает аттестацию. Отказались от сбора данных ради данных — настроили „умную аналитику“ и картирование так, чтобы извлекать максимум информации и принимать доказательные управленческие решения», — рассказывает Раиса Цай.

Для своей школы Шавкат Умаров главным итогом считает появление индивидуальных образовательных программ: «Раньше об этом говорили, но не делали. А сегодня у нас уже старшеклассники защищают собственные проекты, изменилась и степень ответственности учеников, и вовлеченность родителей. Да и взгляд учителей тоже: чаще всего видим ученика только на своем уроке, не понимаем его диапазон. Девятиклассники защищались на педсовете, и все учителя увидели каждого с другого ракурса: чем он дышит, как мыслит? И после этого действительно начали видеть в ученике единомышленника, потому что сломали стереотип, показали общую цель: кого мы должны воспитать в целом, и что для этого должен сделать математик, физик, физкультурник...»

Включились трое — значит, включатся все

Чтобы каждая школа могла найти именно то решение, которое ей нужно, команда Инобра собирала управленцев на встречи в рамках модулей по совершенно разным темам — помогали проектировать и картировать образовательные системы, сопоставить себя с соседними школами. В рамках модуля «Доказательное управление» знакомили с инструментами «умной» аналитики. Отдельные модули были посвящены работе школ в разных социальных контекстах, педагогическому дизайну и разным образовательным средам, внутришкольному контролю, созданию команды, нюансам законодательства Казахстана... Среди преподавателей от Инобра были и ведущие профессора,
и практики — директора самых известных российских школ, выпускники и партнеры нашей магистерской программы «Управление образованием».

«Анатолий Каспржак — человек-легенда, он всех сразу обаял. Анна Кобцева выступала лаконично
и ярко, словом, мы работали со специалистами высочайшего уровня», — рассказывает Шавкат Умаров. Среди практиков были создатель «Школы будущего» Алексей Голубицкий, директор «Покровского квартала» Павел Терехов (сейчас возглавил Президентский лицей в «Сириусе»), нынешний директор Лицея ВШЭ Валерий Пазынин и многие другие.

Легко ли было распространить опыт команды из трех человек, полученный на программе, на всю школу? Шавкат Умаров считает, что да: «Чтобы коллектив поверил, надо самому поверить. Тогда можно убедить хоть черта, а вот если сам конечную цель не видишь, всё бесполезно. И учителя,
и ученики всегда чувствуют, веришь ли ты, это как лакмусовая бумага. И всегда надо учитывать, что никто не хочет реформ. Никто не хочет работать больше, чем раньше. Я с этим столкнулся еще 30 лет назад, молодым директором, когда предложил коллективу участвовать в эксперименте
с созданием гимназий. Собрал старшее поколение учителей: будем делать гимназию? Мертвая тишина. Собрал молодых педагогов, они: „Нам надо, мы будем!“ И мы сделали. Тогда я понял, что, если опереться на единомышленников, можно сделать всё».

Над алматинским проектом работала команда программы «Управление образованием» и ее выпускники — здесь готовят директоров школ, управленцев и предпринимателей в образовании, учат развивать свой проект, образовательную программу или исследование от идеи до воплощения, видеть образование как систему и разбираться в тонкостях управления в этой сфере. Набор продолжается до 15 сентября: подробнее. Ближайший вебинар для абитуриентов 28 августа — зарегистрироваться.