• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Ты думаешь о своих исследованиях 24/7»

Ученые в теме образования и тем более психологии часто хотят что-то измерить, будь то образовательные результаты, самооценка ребенка, его интеллект. Для этого нужен подходящий инструмент измерения. Я поступила в магистратуру по измерениям, потому что мне было интересно, как разрабатываются такие инструменты и как отличить плохой тест от хорошего. Для того чтобы разрабатывать тесты и анализировать их результаты, нужна определенная методология. Этим занимается психометрика — наука об измерениях, которая пытается выстроить связь между наблюдаемым поведением (скажем, ответами на тест) и чем-то ненаблюдаемым или латентным, например интеллектом или цифровой грамотностью. Лично я занимаюсь измерениями так называемых навыков XXI века — это критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация.

«Ты думаешь о своих исследованиях 24/7»

© Высшая школа экономики

Работа идет в двух направлениях. Во-первых, нам надо подобрать инструмент, чтобы измерить такие сложные навыки, как критическое мышление или креативность. Обычные тестовые задания, где надо выбрать вариант ответа, не очень для этого пригодны. Нужны интерактивные тестовые системы, которые называются сценарными или сюжетными заданиями: вы конструируете тестовую среду, помещаете туда респондента и снимаете поведенческие индикаторы, которые говорят о том, креативен он или нет, умеет кооперироваться с другими или не умеет. Наша работа с командой заключалась в том, чтобы такую тестовую систему сконструировать, основываясь на доказательном подходе к разработке тестов и существующих теоретических моделях интересующих нас навыков.

Второе направление — моделирование данных о поведении респондента внутри тестовой среды. Мы используем статистические модели, чтобы как можно точнее оценить способности респондента и дать содержательную обратную связь.

Эксперт Дарья Грачева, академический руководитель программы Обучение и оценивание как наука, пришла в науку с запросом, как отличить плохой тест от хорошего. В интервью проекту «Молодые ученые Вышки» она рассказала о «4К-тесте», который умеет измерять критическое мышление и коммуникацию, модели Георга Раша и о том, как обустроить аквариум для краба.

Подробнее о магистратуре «Обучение и оценивание как наука»