«Пацаны не извиняются»: как контент влияет на умы молодежи
Теперь — внимание! — вопрос: а где нынешний подросток себя чувствует новым, сильным, иным, чем был раньше? В школе? Дома? Я думаю, комментарии излишни. И вот появляется история, череда историй, про сильные чувства и сильные поступки. Да, кто-то в этих схватках проигрывает, но молодой человек не видит себя слабаком, он с сильным, с победителем. Он и есть победитель. И смотрите, как просто: быстрое, почти мгновенное действие, удар, и все — враг повержен! Это не сто баллов на ЕГЭ, где годами по крохам надо двигаться вперед, набирая очки. Тут чистая победа нокаутом, а не по очкам. По очкам — долго и скучно.
В жизни подростка должны быть места, где он чувствует себя сильным и успешным. Где от его действий и решений что-то зависит. Где он сам заметен и ценен. Подросток отвечает на сущностный для себя известный из классики вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?». Школа исходно была нацелена на решение других задач. Но даже если такие привлекательные места есть в школе или вне ее, их эффективность вероятностна: кто-то с увлечением будет конструировать что-то новое и участвовать в соревнованиях и добиваться успеха, а кому-то это совсем неинтересно. Поэтому таких мест должно быть избыточно много. И это не только традиционные кружки и секции, это могут быть краткосрочные социальные проекты, волонтерские объединения, структуры самоуправления и подобное.
Авторскую колонку профессора Катерины Поливановой о сериале «Слово пацана» читайте на HSE Daily.
Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Научный руководитель