• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Код активации: участие в разнообразных кружках и интеллектуальных конкурсах помогает не только раскрывать таланты, но и развивает проактивность детей

Разнообразие внеурочной деятельности стимулирует активность и инициативу школьников — к такому выводу пришли участники открытого семинара, на котором обсудили доклад Алексея Обухова. Ученый представил данные исследования об участии детей в интеллектуальных конкурсах, а также занятиях в кружках и секциях за рамками основной школьной программы.

Код активации: участие в разнообразных кружках и интеллектуальных конкурсах помогает не только раскрывать таланты, но и развивает проактивность детей

© AI

Эксперты обнаружили, что максимальную пользу детям для развития агентности дают занятия в 4-5 кружках и секциях разных направленностей дополнительного образования (только не одновременно, а за время обучения в школе). Такое умеренное, но разнообразное участие помогает им быть активнее и заинтересованнее в разных сферах, стимулируя их инициативность и проактивность.

Те из школьников, кто ставит перед собой высокие цели в образовании и карьере, демонстрируют более выраженную инициативу и самостоятельность. Здесь, по-видимому, работает механизм внутренней мотивации: стремление к достижению отдалённых, но значимых целей пробуждает поисковую активность и готовность проявлять усилия на пути к ним.

Немаловажную роль играет и социальное окружение ребенка. Данные показывают, что поддержка родителей и наставников положительно сказывается на проактивном поведении школьников. Вероятно, это также связано с дополнительной мотивацией, которую дают значимые взрослые.

А вот специфика конкретных интеллектуальных конкурсов, похоже, вторична. Главное — что ребята вообще в них участвуют, неважно в каких именно. Это объясняется тем, что любые подобные мероприятия ставят школьника в активную позицию и требуют проявления инициативы и настойчивости.

Алексей Обухов отметил существующие ограничения исследования. Тем не менее, полученные данные хорошо показывают: если ребёнок занимается после уроков чем-то интересным ему самому, и не только в одном каком-то кружке, а имеет несколько увлечений — он становится более активным, любознательным, уверенным в себе и инициативным.

Подробнее