• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Великая сила «черновика»: наследие Бориса Эльконина — от классной комнаты до педагогической философии

14 ноября 2023 года ушел из жизни классик отечественной психологии и педагогики развития Борис Даниилович Эльконин. Мы провели круглый стол, посвященный наследию этого выдающегося ученого и практика.

Великая сила «черновика»: наследие Бориса Эльконина — от классной комнаты до педагогической философии

© МГПУ

Оксана Островерх, коллега Бориса Данииловича в проекте «Черновик» в красноярской гимназии «Универс», поделилась воспоминаниями о том, как идеи Эльконина изменили начальное образование. Она особо отметила концепцию разделения образовательного пространства на «черновик» (место детских проб) и «чистовик» (место результативного действия).

Борис Даниилович считал «черновую», пробно-поисковую работу крайне важной — это позволяет ребенку разобраться в задании и понять, может ли он с ним справиться. Даже пространство класса он предлагал делить на зоны подготовки (черновика) и реализации (чистовика). В зоне подготовки учителя не следили за «правильностью», а помогали детям в их пробах и поисках решения.

В 2000 году по инициативе Бориса Эльконина появился проект «Подростковая школа», объединивший 70 экспериментальных учебных заведений. Елена Чудинова рассказала о трансформации основной школы на основе идей развивающего обучения.

Учебные программы включали принцип «позиционности» — рассмотрение вопросов с разных точек зрения, например, теорий эволюции Дарвина и Ламарка. Также устанавливались межпредметные связи, отражающие целостность знания. Особое внимание было уделено вопросам динамики учебного моделирования в основной школе по сравнению с начальной. Были разработаны и опубликованы новые учебные пособия по естественно-научным дисциплинам и математике.

Галина Цукерман подчеркнула важность теоретического наследия Бориса Эльконина, который продолжил идеи Выготского и Эльконина о том, как с помощью образования можно превратить врожденные способности ребенка в культурные, сохраняя при этом их естественную силу.

Подробнее