• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вкалывают роботы,не только человек: как большие языковые моделипомогают учителю персонализироватьобучение

В ближайшие 5-10 лет искусственный интеллект совершит настоящий прорыв в образовании, считает профессор Бо Цзян, заместитель декана факультета компьютерных наук Восточно-китайского педагогического университета. На открытом семинаре он рассказал о своем опыте создания EduChat — системы адаптивного обучения на базе ИИ, о которой написали в журнале Nature. По его мнению, большие языковые модели (LLM) открыли возможности для рывка в создании обучающих программ, подстраивающихся под нужды и способности каждого ученика.

Вкалывают роботы,не только человек: как большие языковые моделипомогают учителю персонализироватьобучение

Исследования показывают, что персональное обучение улучшает результаты по математике на 11%, а по чтению — на 8%. Но на практике обеспечить индивидуальный подход для многих учеников очень сложно и долго. «Если бы у каждого ученика был свой учитель, это было бы идеально. Но это нереально, особенно в Китае. Учителю нужно до 300 часов, чтобы подготовить всего один час персонального урока. Поэтому нам нужны роботы», — говорит профессор Цзян.

EduChat, обученный на миллионах учебников, статей, записях бесед учителей с учениками, уже тестируют в начальных школах Шанхая. Он может вести сократический диалог, создавать персональные задания, подсказки и объяснения, учитывая успехи и пробелы каждого ученика. Собранные данные позволяют учителю корректировать свою работу прямо в ходе урока.

Такие системы способны находить пробелы в знаниях и давать советы, как их устранить. Учитель может сфотографировать написанные от руки сочинения, а умная программа за секунды проверит и даст каждому ученику подробные рекомендации, избавляя школьников от долгого ожидания оценки и комментариев.

Конечно, у подобных решений есть свои минусы, такие как возможные ошибки и необходимость адаптации под разные возрасты. Однако технологии стремительно совершенствуются. Профессор Цзян считает, что учителям уже сейчас нужно учиться использовать умных помощников для сбора данных и улучшения методов обучения. Персональный виртуальный наставник для каждого ученика может стать реальностью уже на горизонте пяти лет.

Посмотреть запись >