Один в школе не воин: взрослые и технологии —невидимые помощникив учебных достижениях детей
Развитие навыков саморегуляции должно начинаться с младших классов, пишет автор обзора Диана Ахмеджанова. Взрослые могут помочь детям освоить полезные приемы, дать советы и создать благоприятные условия для занятий. Однако ключевым является формирование у ребенка умения управлять собственным процессом обучения. «В этом процессе важную роль играют не только учителя и родители, но и сверстники. Общаясь, дети учатся сотрудничать, делиться знаниями и опытом», — отмечает эксперт.
«Ребенок учится руководить своей учебой во взаимодействии с людьми и технологиями. Об этом процессе «переноса внутрь» — интериоризации — писал еще Лев Выготский. Освоение навыка проходит в три этапа: сначала ребенок действует вместе со взрослым, затем пробует самостоятельно, обращаясь за помощью при необходимости, и, наконец, может применять его без подсказок.
Хотя саморегуляцию и помощь других в учебе часто рассматривают отдельно, они тесно связаны. Человек учится сам управлять своим образованием, общаясь с разными людьми и используя современные технологии. Постепенно это ценное умение закрепляется и начинает применяться в различных сферах деятельности уже без участия других людей и технологий, самостоятельно и без подсказок. Взрослым важно помочь детям освоить этот навык, ведь он пригодится не только в школе, но и в течение всей жизни, резюмирует автор.
Читать статью>
Ахмеджанова Диана Рафаильевна
Центр исследований современного детства: Научный сотрудник