• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Один в школе не воин: взрослые и технологии —невидимые помощникив учебных достижениях детей

Новые исследования показывают, что успешное обучение школьников зависит не только от их способностей и знаний, но и от умения самостоятельно планировать и организовывать процесс обучения. Для эффективной саморегуляции необходимо определять цели, находить удобные способы запоминания и понимания нового материала, отслеживать успехи и ошибки, а также поддерживать интерес к учебе. Не менее значимой оказывается поддержка окружающих и возможность пользоваться технологиями.

Один в школе не воин: взрослые и технологии —невидимые помощникив учебных достижениях детей

Развитие навыков саморегуляции должно начинаться с младших классов, пишет автор обзора Диана Ахмеджанова. Взрослые могут помочь детям освоить полезные приемы, дать советы и создать благоприятные условия для занятий. Однако ключевым является формирование у ребенка умения управлять собственным процессом обучения. «В этом процессе важную роль играют не только учителя и родители, но и сверстники. Общаясь, дети учатся сотрудничать, делиться знаниями и опытом», — отмечает эксперт.

«Ребенок учится руководить своей учебой во взаимодействии с людьми и технологиями. Об этом процессе «переноса внутрь» — интериоризации — писал еще Лев Выготский. Освоение навыка проходит в три этапа: сначала ребенок действует вместе со взрослым, затем пробует самостоятельно, обращаясь за помощью при необходимости, и, наконец, может применять его без подсказок.

Хотя саморегуляцию и помощь других в учебе часто рассматривают отдельно, они тесно связаны. Человек учится сам управлять своим образованием, общаясь с разными людьми и используя современные технологии. Постепенно это ценное умение закрепляется и начинает применяться в различных сферах деятельности уже без участия других людей и технологий, самостоятельно и без подсказок. Взрослым важно помочь детям освоить этот навык, ведь он пригодится не только в школе, но и в течение всей жизни, резюмирует автор.

Читать статью>