Оценили по понятиям: новый метод анализа концептуальных карт раскрывает секреты организации знаний.
Анастасия и ее научный руководитель Юлия Тюменева объединили идеи советских психологов, таких как Выготский, с современными методами сетевого анализа и теории графов. Они разработали показатели, которые измеряют сложность и взаимосвязанность понятийной структуры в сознании человека.
Эксперименты показали, что эти показатели успешно различают новичков и экспертов. У экспертов понятийные структуры более связанные, сбалансированные и легкие для «извлечения» информации, а у новичков наблюдается «творческий беспорядок».
Разработанный подход универсален и может применяться в разных областях знаний. На его основе можно создавать автоматические инструменты, которые будут следить за прогрессом, находить пробелы в их знаниях и подстраивать процесс обучения под индивидуальные потребности каждого ученика.
Междисциплинарная диссертация Анастасии Капузы открывает новые возможности не только для повышения эффективности обучения, но и для понимания устройства сложных систем знаний. Метод будет полезен в адаптивной оценке знаний, исследованиях экспертного мышления, создании ИИ и управлении знаниями в организациях.
Поздравляем Анастасию с успешной защитой и присвоением степени кандидата наук!
Капуза Анастасия Васильевна
Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании: Научный сотрудник
Тюменева Юлия Алексеевна
Институт образования: Старший научный сотрудник