Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Ученые из России, Китая, Индии, Японии и Великобритании обсуждали, как адаптировать высшее образование к новым вызовам и сделать его доступнее. «Мы говорили о том, как вузы в странах БРИКС справляются с современными проблемами и как нам создать единое образовательное пространство, учитывая особенности каждой страны», — рассказывает Евгений Терентьев , директор Института образования ВШЭ.
Неравенство в доступе к образованию стало главной темой обсуждения. Особенно в сельских районах не хватает школ, учителей и оборудования. При этом важно учитывать культурные особенности: в Китае студенты редко спорят с преподавателями, а в Индии на образование влияет кастовая система. Участники обсудили, как исследования могут помочь преодолеть эти барьеры и развить человеческий капитал в каждой стране.
Страны БРИКС делают ставку на инженерное образование для экономического роста. Одна из участниц сравнила подходы двух стран: в Китае больше внимания уделяют практике и работе с предприятиями, в России — теории. Но везде есть проблема: вузы отстают от требований рынка труда. «Университеты меняются медленно, а рынок — быстро», — отмечает Терентьев.
Последние события в мире осложнили международное сотрудничество в образовании. В ответ ученые предложили идею «интернационализации на дому» — участие в международных лекциях и семинарах онлайн. Это дает доступ к обучению у ведущих преподавателей без проблем с визами и расходов на поездки.
Страны БРИКС имеют сильные позиции в развитии образования: они охватывают 40% мирового населения, предлагают разные подходы к обучению и готовы экспериментировать. «Мы планируем создать совместную лабораторию исследований в высшем образовании», — говорит Терентьев. Это поможет странам-участницам делиться опытом и лучше готовить студентов к будущему.
Терентьев Евгений Андреевич
Институт образования: Директор