Школьные годы домашние: родители все чаще предпочитают учить детей не в классах
По словам Татьяны Мерцаловой, популярность альтернативных форм образования действительно растет, но процент таких школьников все равно остается на уровне статистической погрешности. «Семьи, которые принимают решение учить детей вне школы, чаще всего глубоко погружены в развитие своих детей. Они отправляют их на дополнительные занятия и кружки, где есть коллектив, поэтому беспокоиться за их социализацию не стоит», — отмечает эксперт. Она также добавляет, что статистика может быть некорректной, поскольку некоторые частные школы не регистрируются как учебные заведения: «Дети в небольших группах посещают реальные классы, но аттестации сдают в других местах и числятся как учащиеся на семейной форме».
Сергей Заир-Бек утверждает, что локдаун стал важным стимулом для развития образовательных онлайн-платформ: «В пандемию возник спрос на такие услуги, начали появляться сервисы для дистанционного обучения. Даже после самоизоляции выбор сохранился, и родители продолжают выбирать этот формат». Он также указывает на другую причину роста числа заочных учеников — увеличение числа релокантов: «Родители уехали за границу с детьми, но решили дать им российское образование, хотя бы аттестат. Дети учатся удаленно или с репетиторами в домашних форматах».
Эксперт считает, что чиновники пока не готовы к детальному анализу статистики альтернативного образования — это сложно и дорого. Он предполагает: «Подробный анализ покажет, что рост популярности альтернативных форм образования сосредоточен в избранных социальных группах с хорошим доходом и из крупных городов. В сельской местности же, скорее всего, альтернативное образование не пользуется популярностью — и о нем могут даже не знать».
Заир-Бек Сергей Измаилович
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт
Мерцалова Татьяна Анатольевна
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт