Уровень грамотности в странах ОЭСР сильно снизился за последнее десятилетие
Почему такие результаты? Business FM приводит мнение директора Центра общего и дополнительного образования Сергея Косарецкого:
«Традиционные подходы к изменению читательской грамотности все-таки были отработаны на предыдущей культуре чтения. Привычные практики чтения отходят в прошлое, и эти навыки в цифровом пространстве трансформируются. То есть, мне кажется, здесь отчасти нужно модифицировать сам инструмент, чтобы это ухватить. Второе объяснение — это последствия ковида, которые сказались и на работе систем традиционного обучения.
Мы видим снижение уровней читательской, математической, естественно-научной грамотности сравнительно с допандемийным периодом. Есть ощущение, что, с одной стороны, расширение доступа к высшему образованию не конвертировалось к тому же уровню грамотности. Несмотря на общемировые тенденции, есть страны, которые демонстрируют по-прежнему рост показателей.
В Финляндии выпускники школ демонстрируют результаты по уровню грамотности выше, чем, например, в Чили, Израиле и Литве взрослые с высшим образованием. Мне кажется, что вопрос связан не столько с людьми, сколько с образовательными институциями. К огромному сожалению, Россия не участвовала в этом раунде исследований, в предыдущем раунде Россия участвовала, и это дало богатую пищу для сравнения. Сегодня в таком ключе мы не можем ничего сказать о российском населении, такие исследования взрослого населения не проводятся. Но прогностично я полагаю, что характеристики грамотности показали бы свое снижение».
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра