Красноярская педагогическая аномалия: драйв, провокационные идеи и доля наивности
Красноярский государственный университет изначально был открыт в 1963 году как филиал Новосибирского государственного университета Сибирского отделения Академии наук СССР, позже стал самостоятельным вузом.
Красноярский опыт был бы невозможен, если бы не время социального оптимизма и очень свободных нормативных документов, что спровоцировало уход инноваций из столиц в регионы.
Концентрация смыслов возникла благодаря социально-политическому контексту середины 80-х годов. К тому времени накопился потенциал неиспользованных, но разработанных идей, среди которых – деятельностный подход, культурно-историческая психология и коммунарская методика. В Красноярск стали приезжать педагоги-новаторы, такие, как М.П. Щетинин, Ю.П. Азаров, а в 1987 году была создана сеть инновационных школ – Краевой инновационный комплекс.
Соколов выслушивал самые разные идеи и точки зрения, но, как только решение было принято, его надо было исполнять беспрекословно. Сочетание абсолютной толерантности к идеям и недопущение возможности толкования принятого решения способствовало успеху университета.
Башев Вячеслав Владимирович
Главный эксперт Института образования, проректор
Психолого-педагогический факультет
До 1988 года в Советском Союзе было всего 4 факультета психологии, поэтому проектирование и открытие психолого-педагогического факультета (ПФФ) в 1986-1987 годах имело важное значение для педагогического образования. Набор происходил с третьего курса после двух курсов предметных факультетов. Психолого-педагогический факультет был не только предвестником двухступенчатого высшего образования в России, но и бакалавриата, в котором реализуются программы liberal arts.
Драйв, провокационные идеи, доля наивности и самоэффективность – вера человека в то, что он сможет решить задачу, которую никогда решить не пробовал, делает опыт психолого-педагогический факультета уникальным.
Поливанова Катерина Николаевна
Научный руководитель Центра исследований современного детства, профессор
Организационно-деятельностные игры
Организационно-деятельностные игры были встроены в образовательный процесс, и каждый студент мог поучаствовать в проектировании собственного образования, стать соавтором. Это делало ППФ саморазвивающейся структурой без жестких ограничений. До 1975 года считалось, что со студентами проектирующие игры проводить нельзя. На ПФФ игры проводили в начале учебного года для воспроизводства создания и становления университета, а также восстановления студенческо-преподавательского сообщества и включение в него новых студентов. В середине учебного года студенты участвовали в играх по проектированию развития вуза.
Экспериментальная школа «Универс»
В 1987 году на базе обычной микрорайонной школы была создана базовая экспериментальная школа «Универс» при университете. Школа стала экспериментальной площадкой исследовательского института ППФ. Каждый преподаватель мог реализовывать в учебном процессе собственные идеи вместо готовых методик. Практика развивающего обучения, которая активно развивалась в то время, требовала нового подхода к преподаванию и высокую квалификацию педагога.
Школа в педагогическом образовании должна быть не местом прохождения практики, а партнером университета.
Болотов Виктор Александрович
Академик РАО, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ
Краевая летняя школа
Соколовым была сформулирована проблема: университет при Академии наук СССР должен готовить научных сотрудников, но школа того времени не могла обеспечить достаточный уровень образования выпускников. Тогда в 1976 году была созданаКраевая летняя школа, которая существует до сих пор.
Образовательные мастерские
Мастерская на ППФ – центр управления образовательной программой, где была возможность выбрать мастера, который выступал наставником и собирал вокруг себя от 15 от 25 человек. У студентов появлялись свои идеи и проекты, возможность моделирования профессиональной деятельности.
Технологизация высшего образования сегодня
За 30 лет изменилось многое, и перенос опыта не может быть автоматическим. Необходимо качественное воссоздание функционального аналога психолого-педагогического факультета.
Эльконин Борис Даниилович
Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования МГПУ, доктор психологических наук, профессор
Ставку нужно делать исследования и подходы, которые развиваются уже сейчас, ведь не каждая инновация получает поддержку и распространение. Еще одно важное условие – гибкие образовательные программы с сочетанием различных дисциплин в учебном процессе.
Реморенко Игорь Михайлович
Ректор МГПУ, доктор педагогических наук, доцент
Запись вебинара доступна по ссылке
Башев Вячеслав Владимирович
Руководство Университета: проректор
Болотов Виктор Александрович
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный руководитель
Каспржак Анатолий Георгиевич
Департамент образовательных программ: Профессор
Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Научный руководитель
Каспржак Анатолий Георгиевич
Профессор Департамента образовательных программ Института образования