• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Красноярская педагогическая аномалия: драйв, провокационные идеи и доля наивности

Вопрос о формировании новых точек роста является одним из ключевых в образовательной политике, но возможно ли повторить успешный опыт прошлого? На вторничном семинаре разбирали феномен психолого-педагогического факультета Красноярского государственного университета, какие факторы повлияли на успех проекта, и что нужно сделать, чтобы это сработало сегодня.

Красноярская педагогическая аномалия: драйв, провокационные идеи и доля наивности

Красноярский государственный университет изначально был открыт в 1963 году как филиал Новосибирского государственного университета Сибирского отделения Академии наук СССР, позже стал самостоятельным вузом.

Вениамин Соколов, став ректором в 1975 году, задался целью создать университет-лидер. Подключив Краевой комитет партии и добившись решения Совета Министров РСФСР о строительстве отдельного кампуса, он привлек людей из Новосибирска, Иркутска и Москвы и начал воплощать в жизнь инновационные идеи. В конце 80-х руководство Красноярского края гордилось, что у них есть новаторы и оказывали ресурсно-политическую поддержку. 

Красноярский опыт был бы невозможен, если бы не время социального оптимизма и очень свободных нормативных документов, что спровоцировало уход инноваций из столиц в регионы.

Каспржак Анатолий Георгиевич
Профессор Департамента образовательных программ Института образования

Концентрация смыслов возникла благодаря социально-политическому контексту середины 80-х годов. К тому времени накопился потенциал неиспользованных, но разработанных идей, среди которых – деятельностный подход, культурно-историческая психология и коммунарская методика. В Красноярск стали приезжать педагоги-новаторы, такие, как М.П. Щетинин, Ю.П. Азаров, а в 1987 году была создана сеть инновационных школ – Краевой инновационный комплекс. 

 Соколов выслушивал самые разные идеи и точки зрения, но, как только решение было принято, его надо было исполнять беспрекословно. Сочетание абсолютной толерантности к идеям и недопущение возможности толкования принятого решения способствовало успеху университета. 

Башев Вячеслав Владимирович
Главный эксперт Института образования, проректор

 

Психолого-педагогический факультет

До 1988 года в Советском Союзе было всего 4 факультета психологии, поэтому проектирование и открытие психолого-педагогического факультета (ПФФ) в 1986-1987 годах имело важное значение для педагогического образования. Набор происходил с третьего курса после двух курсов предметных факультетов. Психолого-педагогический факультет был не только предвестником двухступенчатого высшего образования в России, но и бакалавриата, в котором реализуются программы liberal arts. 

 Драйв, провокационные идеи, доля наивности и самоэффективность – вера человека в то, что он сможет решить задачу, которую никогда решить не пробовал, делает опыт психолого-педагогический факультета уникальным.

Поливанова Катерина Николаевна
Научный руководитель Центра исследований современного детства, профессор

Организационно-деятельностные игры

Организационно-деятельностные игры были встроены в образовательный процесс, и каждый студент мог поучаствовать в проектировании собственного образования, стать соавтором. Это делало ППФ саморазвивающейся структурой без жестких ограничений. До 1975 года считалось, что со студентами проектирующие игры проводить нельзя. На ПФФ игры проводили в начале учебного года для воспроизводства создания и становления университета, а также восстановления студенческо-преподавательского сообщества и включение в него новых студентов. В середине учебного года студенты участвовали в играх по проектированию развития вуза. 

Экспериментальная школа «Универс»

В 1987 году на базе обычной микрорайонной школы была создана базовая экспериментальная школа «Универс» при университете. Школа стала экспериментальной площадкой исследовательского института ППФ. Каждый преподаватель мог реализовывать в учебном процессе собственные идеи вместо готовых методик. Практика развивающего обучения, которая активно развивалась в то время, требовала нового подхода к преподаванию и высокую квалификацию педагога.

 Школа в педагогическом образовании должна быть не местом прохождения практики, а партнером университета. 

Болотов Виктор Александрович
Академик РАО, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ

Краевая летняя школа

Соколовым была сформулирована проблема: университет при Академии наук СССР должен готовить научных сотрудников, но школа того времени не могла обеспечить достаточный уровень образования выпускников. Тогда в 1976 году была созданаКраевая летняя школа, которая существует до сих пор. 

Образовательные мастерские 

Мастерская на ППФ – центр управления образовательной программой, где была возможность выбрать мастера, который выступал наставником и собирал вокруг себя от 15 от 25 человек. У студентов появлялись свои идеи и проекты, возможность моделирования профессиональной деятельности. 

Технологизация высшего образования сегодня

За 30 лет изменилось многое, и перенос опыта не может быть автоматическим. Необходимо качественное воссоздание функционального аналога психолого-педагогического факультета. 

Эльконин Борис Даниилович
Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования МГПУ, доктор психологических наук, профессор

Ставку нужно делать исследования и подходы, которые развиваются уже сейчас, ведь не каждая инновация получает поддержку и распространение. Еще одно важное условие – гибкие образовательные программы с сочетанием различных дисциплин в учебном процессе.

Реморенко Игорь Михайлович
Ректор МГПУ, доктор педагогических наук, доцент

Запись вебинара доступна по ссылке