Чрезмерный контроль негативно влияет на успеваемость
Исследование, которое представил Илья Прахов, доцент факультета экономических наук и старший научный сотрудник Института институциональных исследований ВШЭ, анализирует отложенный эффект родительской вовлеченности – как вовлеченность в учебный процесс ребенка в девятом классе влияет на результаты ЕГЭ и успешность поступления в вуз. Выборка построена на данных лонгитюда Института образования «Траектории в образовании и профессии».
Дистанционное обучение показало, что семья является неотъемлемой частью образовательного процесса, без которой школе не обойтись. А вот семья без школы обойтись может – с трудом, но может. Это вызывает необходимость строить партнерские отношения, искать пути для вовлечения родителей.
Хоть сегодня и существует мнение, что родители не должны участвовать в образовании ребенка, и эта задача полностью лежит на школе, многие родители активно включены в учебный процесс, и исследователи называют для этого несколько причин:
-
Осознание собственной роли в жизни ребенка;
-
Уверенность в способности оказать значимую помощь в достижении успеха;
-
Институциональная роль во взаимодействии со школой.
Больше других своих детей контролируют родители без высшего образования с более низкими уровнями дохода и культурного капитала. Возможна и обратная ситуация, когда родители вынуждены следить за успеваемостью, если ребенок плохо учится. Более высокие результаты ЕГЭ и больше шансов поступить в вуз имеют дети из более образованных и обеспеченных семей, где у родителей есть возможность оплатить занятия с репетиторами и обеспечить дополнительные учебные материалы.
Степень родительской вовлеченности влияет на школьные результаты нелинейно: низкий уровень вовлеченности никак не сказывается, а избыточная вовлеченность и излишний контроль негативно влияют на образовательные достижения.
Многие эмпирические работы показывают положительную взаимосвязь между родительской вовлеченностью и успеваемостью, но это действительно только при школьной вовлеченности (посещение собраний, взаимодействие с учителями) и вовлеченности, направленной на социальную адаптацию детей и развитие самостоятельности. Помощь с выполнением домашних заданий и контроль не способствуют улучшению образовательных результатов.
Запись вебинара доступна по ссылке
Прахов Илья Аркадьевич
Международная лаборатория институционального анализа экономических реформ: Старший научный сотрудник
Любицкая Кристина Александровна
Младший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования, PhD