• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Когда студент идет в кабак после университета, это тоже связано с его образовательным поведением»

Когда учим студентов, нам нужно понимать, с кем мы имеем дело, и почему они ведут себя именно так, а не иначе. А с этим есть проблемы. Существует много наивных объяснений, что упал культурный уровень, изменились когнитивные способности. Что студенты перестали читать и вся молодежь стала визуалами. Считая эти объяснения недостаточными, исследователи ВШЭ «ударились в жесткую эмпирику».

«Когда студент идет в кабак после университета, это тоже связано с его образовательным поведением»

© AI

На открытом семинаре обсудили первые результаты лонгитюдного исследования образовательного поведения студентов, проведенного в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Исследование охватывает вопросы школьного обучения, уровень критического мышления, ожидания от учебы в университете, психологические установки и многое другое. В опросах приняли участие пять тысяч студентов из девяти ведущих российских вузов.

Между школой и рынком труда


Студенты, которые сейчас поступают в университеты, считают, что высшее образование это такая возможность, которая дает им шансы на успешную карьеру, успешное трудоустройство, но не гарантирует и не является единственным способом достижения успеха.

Вилкова Ксения Александровна
Центр социологии высшего образования: Заместитель директора центра

Первое, что бросается в глаза — студенты верят, что высшее образование помогает карьерному росту и достижению жизненных целей. Но многие также считают, что значение вузов преувеличено, и успеха в жизни можно достичь и без диплома. Студенты видят университет, прежде всего, как платформу для получения специализированных знаний. Обычно вуз для них — просто буфер между школой и рынком труда.

На самом деле, современный работодатель часто ожидает от новых сотрудников развитых универсальных компетенций: это критическое мышление, аналитические и коммуникационные навыки. Между тем, только четверть опрошенных первокурсников намерены получить в вузе именно эти навыки. 

Эксперты уверены, что в вузе студент должен не только получать знания, но и на основании индивидуальных убеждений, мотиваций и установок, развивать критическое мышление, навыки самостоятельной работы и другие компетенции, которые пригодятся в будущем. 

«Топовые» и «скромные»

Ситуация с высшим образованием в России сильно изменилась за последние 15 лет. В обиход вошло понятие «ведущие вузы». Попасть туда стараются абитуриенты из семей не только с материальным достатком, но и достаточным культурным капиталом. Выпускники таких вузов пользуются повышенным спросом на рынке труда.

«Когда мы говорим о дифференциации университетов, следует отметить, что явление существует давно. Но в последние годы мы наблюдаем усиление тенденции. Это может быть обусловлено различными факторами, включая государственные программы поддержки вузов, развитие университетских рейтингов и др . В конечном счете эти изменения помогли ведущим университетам привлечь студентов, которые привыкли хорошо учиться, “хронических отличников”. Однако с этим связаны и некоторые опасения, что чрезмерное внимание студентов к баллам и оценкам может отвлечь от настоящего процесса обучения и развития», — говорит Иван Груздев. 

Быстрые деньги и научные принципы

Молодежь стремится быстрее начать зарабатывать, отчасти этим объясняется рост интереса к колледжам как к короткому пути на рынок труда. Обычно в образовательных учреждениях к этому относятся положительно — хоть какая-то мотивация для учебы. Однако слишком сильная концентрация на хороших оценках или стремлении как можно быстрее получить «денежную профессию» — сомнительная ценность для вуза. 

«Для нас это точно проблема, потому что мы идеологи универсальных компетенций, — заявляет Иван Груздев. В каком-то смысле мы считаем, что задача университетского образования в идеале – это что-то большее, чем умение находить себя на рынке труда». 

Закономерно, что вузы с хорошей репутацией обычно активно исследуют и развивают методики, чтобы обеспечить более эффективное обучение. Даже внеклассные активности и окружающая среда влияют на образовательный опыт студентов. Как говорят исследователи, «даже когда студент идет в кабак рядом с университетом, это тоже связано с его образовательным поведением».

Сейчас очень много говорят про трудоустройство студентов... Раз вообще не очень понятно, что будет на рынке труда, то нужно готовить таких людей, которые сами смогут сориентироваться. В этом контексте все чаще говорят про мягкие навыки или универсальные компетенции. То есть те навыки, которые позволяют сохранить хорошее настроение, держаться, и искать работу даже тогда, когда ее нет, или нет по профессии.

Груздев Иван Андреевич
Центр социологии высшего образования: Директор центра

 «Школьный багаж» для вуза

У разных студентов — разные ожидания от вуза и собственного образования. Некоторые мотивированы активно участвовать в учебном процессе, а другие просто «проходят через систему».

Но все без исключений приносят с собой «школьный багаж» — накопленные знания, навыки и убеждения. Эти факторы влияют на выбор образовательной траектории в университете. Их изучение Исследование помогает лучше понять, как студенты видят себя в системе образования, какие у них ожидания и как их можно мотивировать.

 

Практика показывает, что убеждения могут значительно влиять на образовательный процесс и учебные успехи студентов. Если студент верит, что его способности предопределены и не изменяемы, это может снизить его мотивацию к обучению. Если он считает, что сложные концепции и теории не имеют значения, это может ограничить его стремление к глубокому пониманию учебного материала.

Пащенко Тарас Валерьевич
Лаборатория проектирования содержания образования: Заведующий лабораторией

Анализируя различные педагогические подходы, исследователи выяснили, что методики, которые стимулируют сомнение и обоснование идей и предположений, действительно развивают критическое мышление. Однако практики, направленные на рассмотрение проблем с разных точек зрения, не показали  статистически значимой связи.

 

Мы выявили, что активное использование педагогических методик не только напрямую способствует развитию критического мышления, но и оказывает косвенное воздействие, формируя убеждения учащихся. Эти подходы могут внушать школьникам и студентам уверенность в том, что их личностный рост и развитие возможны. Вместе с тем, убеждения о «рожденных умными» имеют негативное воздействие.

Талов Даниил Павлович
Проектно-учебная лаборатория моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании: Стажер-исследователь

Посмотреть запись можно здесь.

Презентация 19.09 (PDF, 1.31 Мб)