Способность убеждать и вести переговоры можно измерить
На семинаре был представлен совместный проект Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина и Центра психометрики и измерений в образовании Института образования. Инструмент измерения навыков коммуникации и коллаборации представляет собой тестирование на компьютере – выполнение заданий, разработанных специально для учеников 4-х и 7-х классов.
Анализ текущей образовательной практики показывает, что положения и идеи ФГОС реализуются далеко не всегда. Несмотря на важную роль, отведенную навыкам коммуникации и кооперации в нормативных документах, зачастую развитие этих навыков оказывается на периферии учебного процесса. В международном исследовании PISA отмечаются сложности, которые испытывают российские школьники не только в межкультурной коммуникации, но и при общении на родном языке. Большинство заданий в учебниках по русскому языку формируют технические или базовые навыки, связанные с правописанием и грамматикой, но не направлены на развитие творческой функции языка.
“Наша гипотеза состоит в том, что инструмент измерения навыков коммуникации и коллаборации может способствовать целенаправленному развитию этих навыков в процессе общения и обсуждения проблемных ситуаций в рамках тестирования".
Мария Лебедева, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина
Преимущество проведения тестирования в компьютерной форме в том, что приближение ситуации к реальной жизни позволяет увеличить обобщаемость полученных результатов. Кроме того, такие задания больше вовлекает детей и мотивируют проходить задания честно.
“Живая коммуникация сильно отличается от компьютерной. При общении вживую практически нет возможности не вступать в диалог".
Дмитрий Зеливанский, директор по коммерческим программам, Новая школа
Инструмент включает измерение как навыков коммуникации, так и кооперации. Эти навыки настолько взаимосвязаны, что для воссоздания реалистичной ситуации их нельзя оценивать отдельно. Для того, чтобы создать иллюзию коммуникативного процесса и добиться максимального погружения участников, разрабатываются интерактивные задания с различными сюжетами, задается соответствующий контекст.
Ирина Угланова, младший научный сотрудник Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Инструмент позволяет измерить следующие функции навыка коммуникации:
-
Концептуализация сообщения – умение подбирать слова для обозначения предметов, проводить аналогии, видеть отношение между объектами;
-
Учет контекста – выстраивание коммуникации с учетом знаний о собеседнике, взаимоотношений с ним;
-
Выражение намерения – способность выбирать коммуникативные средства, которые соответствуют цели общения в конкретной ситуации (например, просьба, указ или извинение);
-
Регуляция общения – анализ высказываний и дальнейшее изменение речевого поведения во избежание недопонимания.
Навыки кооперации включают в себя:
-
Формирование общей цели в коллективе;
-
Распределение ролей, разделение задач;
-
Взаимная поддержка, эмпатия;
-
Соблюдение социальных норм, принятых в группе.
Людмила Жильцова, ведущий эксперт Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина
“Было бы интересно посмотреть, как навыки коммуникации – способность убеждать и ведение переговоров, превращаются в рабочие, профессиональные практики".
Тарас Пащенко, заведующий Лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Видеозапись семинара можно посмотреть здесь.
Пащенко Тарас Валерьевич
Лаборатория проектирования содержания образования: Заведующий лабораторией
Угланова Ирина Львовна
Лаборатория измерения новых конструктов и дизайна тестов: Младший научный сотрудник