• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Способность убеждать и вести переговоры можно измерить

Навыки коммуникации и кооперации занимают важное место в системе школьного образования, по крайней мере, формально. На вторничном семинаре состоялась презентация инструмента оценки этих навыков в начальной и средней школе. Проект стал примером успешной кооперации между представителями разных наук – психометриками и лингвистами.

Способность убеждать и вести переговоры можно измерить

На семинаре был представлен совместный проект Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина и Центра психометрики и измерений в образовании Института образования. Инструмент измерения навыков коммуникации и коллаборации представляет собой тестирование на компьютере – выполнение заданий, разработанных специально для учеников 4-х и 7-х классов.

Анализ текущей образовательной практики показывает, что положения и идеи ФГОС реализуются далеко не всегда. Несмотря на важную роль, отведенную навыкам коммуникации и кооперации в нормативных документах, зачастую развитие этих навыков оказывается на периферии учебного процесса. В международном исследовании PISA отмечаются сложности, которые испытывают российские школьники не только в межкультурной коммуникации, но и при общении на родном языке. Большинство заданий в учебниках по русскому языку формируют технические или базовые навыки, связанные с правописанием и грамматикой, но не направлены на развитие творческой функции языка. 

“Наша гипотеза состоит в том, что инструмент измерения навыков коммуникации и коллаборации может способствовать целенаправленному развитию этих навыков в процессе общения и обсуждения проблемных ситуаций в рамках тестирования".

Мария Лебедева, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

 

Преимущество проведения тестирования в компьютерной форме в том, что приближение ситуации к реальной жизни позволяет увеличить обобщаемость полученных результатов. Кроме того, такие задания больше вовлекает детей и мотивируют проходить задания честно.

“Живая коммуникация сильно отличается от компьютерной. При общении вживую практически нет возможности не вступать в диалог". 

Дмитрий Зеливанский, директор по коммерческим программам, Новая школа

Инструмент включает измерение как навыков коммуникации, так и кооперации. Эти навыки настолько взаимосвязаны, что для воссоздания реалистичной ситуации их нельзя оценивать отдельно. Для того, чтобы создать иллюзию коммуникативного процесса и добиться максимального погружения участников, разрабатываются интерактивные задания с различными сюжетами, задается соответствующий контекст.

Ирина Угланова, младший научный сотрудник Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ

Инструмент позволяет измерить следующие функции навыка коммуникации:

  • Концептуализация сообщения – умение подбирать слова для обозначения предметов, проводить аналогии, видеть отношение между объектами; 

  • Учет контекста – выстраивание коммуникации с учетом знаний о собеседнике, взаимоотношений с ним; 

  • Выражение намерения – способность выбирать коммуникативные средства, которые соответствуют цели общения в конкретной ситуации (например, просьба, указ или извинение);

  • Регуляция общения – анализ высказываний и дальнейшее изменение речевого поведения во избежание недопонимания. 

Навыки кооперации включают в себя:  

  • Формирование общей цели в коллективе;

  • Распределение ролей, разделение задач;

  • Взаимная поддержка, эмпатия;

  • Соблюдение социальных норм, принятых в группе. 

Людмила Жильцова, ведущий эксперт Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

“Было бы интересно посмотреть, как навыки коммуникации – способность убеждать и ведение переговоров, превращаются в рабочие, профессиональные практики". 

Тарас Пащенко, заведующий Лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ


Видеозапись семинара можно посмотреть здесь.