Губит людей «вода»
Как правило, цель университетских программ — развить у студентов общие навыки, те, которые не связаны с конкретной сферой бизнеса и нужны на любом рабочем месте. Например, критическое мышление или проявление инициативы. Существенное внимание уделяется и более техническим навыкам — например, разработке маркетинговой стратегии. В программах и курсах обучения предпринимательству, реализуемых в авторитетных вузах из разных частей света, авторы обнаружили и систематизировали 71 декларируемый навык-результат обучения. В предпринимательском образовании царит хаос терминов, а сравнивать курсы друг с другом и выстраивать в какие-либо единые рейтинги трудно. Часто это обилие общих слов носит откровенно рекламный характер, за ним не видно конкретики.
Еще одна общая проблема вузовских курсов: не хватает инструментов доказательной проверки того, получены ли навыки, которые обещают программы. Нужно прописать более четкие критерии того, что должен знать и уметь применять выпускник. В целом предпринимательского образования как гомогенной, хорошо институционализированной сферы пока не существует, — заключают эксперты.
Опираясь на собственные исследования и мировой опыт, авторы советуют использовать в вузах те практики обучения предпринимательству, эффективность которых наиболее убедительно доказана. Это формат мозгового штурма, командная рефлексия, предоставление драфта своего проекта перед группой, ролевые игры. Более четко нужно прописать и требования к преподавателям. Желательно, чтобы это был специалист с собственным предпринимательским опытом, который обеспечил бы студентам больше контактов с внешней средой — чтобы они могли включаться в решение реальных бизнес-задач.
Полный вариант исследования Павла Сорокина, Александра Повалко и Светланы Черненко «Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами?» можно прочитать здесь.
Повалко Александр Борисович
Департамент образовательных программ: Профессор
Сорокин Павел Сергеевич
Старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования
Черненко Светлана Евгеньевна
Центр развития навыков и профессионального образования: Стажер-исследователь