Студентки с сильными социальными связями оказались успешнее в учебе
Основой послужили данные долгосрочного панельного исследования «Траектории в образовании и профессии». Оксана Михайлова и Софья Докука измерили социальную интеграцию через показатель «сеть доверенных лиц» — это группа людей, с которыми человек взаимодействовал в последние шесть месяцев по важным вопросам. В прошлом ученые уже находили свидетельства того, что этот параметр, отражающий уровень социальной интеграции и активности, заметно влиял на успешность человека в работе и учебе.
Руководствуясь этой идеей, исследователи сопоставили размеры «сети доверенных лиц» с различными показателями успеваемости студентов, в том числе с их оценками в университете, баллами ЕГЭ и результатами разных тестов. Это сравнение указало на то, что увеличение размеров сети доверенных лиц на одного человека у мужчин повышает их успеваемость на 1,8 пункта, тогда как у женщин этот прирост был на 4,9 пункта.
«Можно также предположить, что юноши чаще находят поддержку в учебе у одноклассников или учителей. Девушки же сталкиваются с недостатком поддержки в учебных заведениях. Они могут испытывать больше сомнений и страхов в отношении предметов, где существуют гендерные стереотипы. Все это заставляет девушек искать помощь и поддержку в других местах. Так, близкие отношения помогают им преодолеть эти сложности и страхи», — объясняет Оксана Михайлова.
Исследователи рекомендуют университетам использовать официальные сайты и социальные медиа для информирования о социальных программах, создавать клубы и мероприятия для студенток, а также предоставлять психологическую поддержку для улучшения их успеваемости.
Исследование выполнено в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Михайлова Оксана Рудольфовна
Центр исследований современного детства: Научный сотрудник