Интеллекту добавили искусства: или как искусственный интеллект меняет высшее образование
Марина Бояринцева и Константин Кокарев из ТюмГУ отмечают, что ГИИ позволяет автоматизировать выполнение заданий по обзору и сопоставлению научных текстов. Нейросети за несколько минут находят ответы в текстах. Но получая готовые ответы, студенты не всегда могут объяснить их происхождение. ИИ пока не способен заменить аналитический разбор — ключевой элемент аналитического чтения в вузе, заключают авторы доклада.
Исследователи сравнили, как студенты первого и второго курсов оценивают сгенерированные тексты. Последние лучше замечали ошибки ИИ, потому что имеют более развитые аналитические навыки. Чтобы подтянуть первокурсников, в ТюмГУ запустили новый курс, где их учат разбирать научные тексты самостоятельно.
Проректор МГПУ Руслан Сулейманов рассказал об опыте использования ИИ в своем вузе. Год назад там разрешили использовать нейросети при подготовке выпускных работ. Теперь студенты могут применять языковые модели, но должны проверять информацию и указывать источники.
В МГПУ активно используют технологии компьютерного зрения. Камеры в аудиториях анализируют вовлеченность и эмоциональное состояние студентов. По мнению руководителей вуза, таким образом они повышают качество обратной связи.
Роман Янковский рассказал, что в Высшей школе экономики применяют искусственный интеллект для публикации материалов о методических семинарах. Нейронные сети позволяют оперативно анализировать записи, готовить тексты и создавать обложки. Таким образом удается перерабатывать больше информации.
Опыт внедрения ИИ в учебный процесс дает университетам и студентам возможность автоматизировать некоторые задачи, но также показывает, что нужно осторожно балансировать между использованием технологий и сохранением важных человеческих аспектов образования, заключают эксперты.
Янковский Роман Михайлович
Центр трансформации юридического образования: Заведующий центром