Что-то сильно взрослыми стали: кружки и секции развивают самостоятельность и инициативность детей, но здесь важно не перестараться
Исследование показало, что чем больше дети вовлечены в дополнительное образование, тем выше их уровень агентности. Однако здесь важен баланс. «Важно не перегружать детей, иначе их мотивация падает», — обращает внимание Павел Сорокин. По словам ученого, между уроками и кружками нужно находить «золотую середину», чтобы сохранять положительный эффект.
На уровне школ значимым фактором оказалось присутствие молодых педагогов. «Они более открыты новому опыту, на их занятиях больше свободы. Ученики легче находят с ними общий язык и охотнее сотрудничают», — говорит Михаил Гошин. В таких школах дети чаще проявляют инициативу во время учебы.
Однако влияние молодых учителей оказалось неоднозначным. В школах, где их больше, внешкольные занятия меньше влияют на развитие самостоятельности учеников. «Возможно, молодые педагоги активнее вовлекают учеников в школьные проекты, и это частично заменяет дополнительные занятия вне класса», — объясняет Гошин.
А вот достаток семьи, который обычно сильно влияет на школьные успехи, почти не сказался на агентности детей. Исследование показало, что ученики из богатых и небогатых семей способны одинаково проявлять инициативу.
Гошин Михаил Евгеньевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Научный сотрудник
Сорокин Павел Сергеевич
Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования: Заведующий лабораторией