В каждой стране свой «профиль» неравенства в образовании: здесь вполне можно перефразировать крылатые слова Льва Толстого о том, что каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Сравнить проблемы и способы их решения с опытом других стран всегда интересно. Тем более, если сравнивает человек, у которого перед глазами много примеров. О российском неравенстве в школе и вузе, а также собственном опыте исследования этой темы рассказывает Адам Джеймар – постдок Института образования. Он родился и учился в США, докторскую степень защищал в Великобритании, работал в Китае. Уже год Адам живет в Москве. Здесь он учит русский язык, катается на коньках и болеет за «Спартак», но главное – изучает неравенство в российском образовании вместе с командой Центра социологии культуры Инобра.
Новости
В России развиваются успешные проекты, которые помогают школьникам лучше спланировать и запустить карьеру. Но зачастую они не массовые, а адресованы нескольким уязвимым группами – например, взрослым и детям с ограниченными физическими возможностями или выпускникам детдомов. Научные сотрудники Центра социологии культуры Инобра считают, что этот опыт было бы полезно масштабировать на более широкие слои населения.
Мозг и мышление в тисках «граничных условий» культуры
Школа делает ставку на индивидуальные треки для каждого ученика – да, пока больше на словах, но этот тренд уже нельзя отрицать. Это хорошо, но нужно подготовиться к новым рискам. «Я за индивидуальный подход, но боюсь неожиданных эффектов в виде неравенства», – так научный руководитель Инобра Исак Фрумин подытожил свое выступление на Шанинской конференции. Он прочитал доклад «Как индивидуальные образовательные траектории усиливают образовательное неравенство?» и определил его жанр как «провокацию для размышления». Рассказываем о главном.
«Трагедия неравенства: расчеловечивая "тотального человека"» – так драматично была сформулирована тема семинара, организованного Институтом образования ВШЭ.Неравенство приводит к маргинализации отдельных людей и групп населения. Остроту проблемы можно в значительной степени снизить с помощью доступного и качественного образования.