Новости

Не все идет по плану: или двойная жизнь школьного образования

Не все идет по плану: или двойная жизнь школьного образования
Гладко было на бумаге, да овраги никуда не делись. Диссертационное исследование Олега Баженова показало значительный разрыв между образовательными стандартами и школьной реальностью. Учителя вынуждены балансировать между требованиями государства, учебным планом и ожиданиями родителей, что приводит к существенным отличиям содержания школьных занятий от требований официальных документов.

Они делают класс местом для дискуссий: цифровые технологии способны менять роли учителя и ученика​​​​​​​​​​​​​​​​ — доказано экспериментом

Они делают класс местом для дискуссий: цифровые технологии способны менять роли учителя и ученика​​​​​​​​​​​​​​​​ — доказано экспериментом
Школьные уроки становятся не просто интереснее и эффективнее, они становится другими, если использовать цифровые технологии — следует из диссертационного исследования Александры Михайловой. В течение полугода она проводила эксперимент в школах Москвы и области. Оказалось, что использование IT-платформ меняет не только формат урока, но и характер взаимодействия учителей и учеников.

5 секретов увлекательного учебника: опыт Европы

Школьникам сегодня трудно оторваться от телефонов и взяться за учебники. Им скучно учиться, и они не понимают, зачем это нужно. А ведь интерес к учебе очень важен для успеха.

А Сократ был против: древнегреческий театр оказался образовательным пространством для горожан

@AI
Древнегреческий театр был не просто развлечением, а настоящей школой для горожан. Исследование Виктории Пичугиной показывает, что драматурги выступали в полном смысле наставниками, а зрители — учениками, которые таким образом извлекали уроки из военных конфликтов, расширяли знания по географии и культуре, узнавали о новых веяниях в литературе и искусстве.

Уроки агентности, или как научить детей играть по своим правилам?

Чтобы добиться успеха в жизни, оказывается, мало просто иметь знания и умения. В нашем быстро меняющемся мире нужна еще одна способность. Ученые называют ее «агентностью». Но чем она отличается от обычной самостоятельности? И как развить оба эти важные качества? Этот вопрос эксперты обсудили на открытом семинаре.

На онлайн для взрослых посмотрели критически

На онлайн для взрослых посмотрели критически
Специализированные онлайн-курсы могут значительно улучшить навыки критического мышления у взрослых, следует из диссертационной работы Тараса Пащенко. Это может повлиять на подходы к непрерывному образованию и профессиональному развитию в современных условиях, полагают эксперты.

Ученики они дрожащие, или право имеют? Путь к высокой мотивации учеников лежит через автономию и влияние на учебный процесс

Ученики они дрожащие, или право имеют? Путь к высокой мотивации учеников лежит через автономию и влияние на учебный процесс
Низкая учебная мотивация у школьников — не врожденная особенность, а следствие чрезмерного контроля со стороны учителей и родителей. Об этом пишут Мария Добрякова и Олеся Юрченко в новом выпуске журнала «Вопросы образования».

Какие времена, такие и авторы: каждая историческая эпоха переосмысливает список текстов в школьной программе

Какие времена, такие и авторы: каждая историческая эпоха переосмысливает список текстов в школьной программе
Сотрудники НИУ ВШЭ создали интерактивную карту, отражающую информацию о произведениях школьной программы по литературе с 1852 по 2023 год. Эксперты попытались показать, как устроен механизм включения авторов и их произведений в программу в разные времена.

Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы

Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы
В 2020-2023 году научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% – в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек. Эти программы являются результатом глубокой взаимосвязи с научными проектами, реализуемыми в рамках научной деятельности Центра. Что делает эти образовательные программы такими уникальными и инновационными? В чём их особенности и преимущества?

Хитроумие и отвага

«Одиссей и Полифем», Арнольд Бёклин, 1896 год
Историк образования Виктория Пичугина — о воспитании и обучении двух величайших лидеров среди героев античных мифов — царя Итаки Одиссея и предводителя аргонавтов Ясона