Илон Маск – один из ярчайших визионеров современности. Многое из того, что он говорит об образовании, может показаться неоднозначным или парадоксальным. «Современная школа вообще бесполезна» – в ряду таких цитат. Мы решили обсудить взгляды и идеи Илона Маска с руководителем Лаборатории проектирования содержания образования, философом Тарасом Пащенко. Вот что получилось.
Новости
В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.
Институт образования НИУ ВШЭ подвел итоги Всероссийского конкурса студентов и выпускников «Школа, устремленная в будущее». Названы имена пятерых победителей и лауреатов из Москвы, Нижнего Новгорода и Кемерово. Конкурс проводился во второй раз. Для студентов и выпускников вузов со всей России это шанс продолжить учебу в магистратуре «Педагогическое образование» НИУ ВШЭ – единственной в стране магистратуре по прикладной педагогике. А для Вышки и образовательной системы в целом – это возможность найти самых креативных, мотивированных, ярких учителей (будущих или уже начинающих), которые действительно смогут построить «школу будущего».
Профессор университета Южной Каролины, США Лорин Андерсон выступил с лекцией "Измеряют ли международные тесты то, что мы думаем, они тестируют?". Выступление прошло в рамках Дней Международной академии образования в Москве.
Существенный прогресс нового проекта ФГОСа в сравнении с версией весны 2018 года, вместе с ним и существенные проблемы отметили эксперты во время круглого стола, который состоялся в рамках семинара «Актуальные исследования и разработки в образовании». На семинаре высказывались и радикальные критики, и сторонники предложенных изменений в стандарте.
Финалист «Лидеров России» и руководитель программы «Педагогическое образование» Олег Федоров – о конкурсе и о том, что могла бы перенять у него российская школа
Теоретики образования всего мира спорят о том, как определять навыки XXI века и каким образом развивать их у школьников. Группа исследователей из Института образования НИУ ВШЭ (Марина Пинская, Александра Михайлова, Надежда Авдеенко), Московского городского педагогического университета и Института стратегии развития образования РАО подошли к этой проблеме с практической стороны. Они предложили определенный формат школьного занятия, который был бы доступным для большинства учителей и детей, и опробовали его в десяти общеобразовательных школах. Результаты исследования обобщены в статье «Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ», опубликованной в последнем номере журнала «Вопросы образования».
Олег Федоров стал финалистом конкурса управленцев «Лидеры России» и вошел в тройку лидеров в масштабах федерального округа. Высокую оценку – 22 балла из 24 возможных – получил его проект «Встреча поколений», новаторская идея из сферы дополнительного образования, совмещающая обучение школьников и пожилых людей.
Недавно ВЦИОМ представил данные исследования, посвященного оценке качества школьных учебников учителями. По результатам социологического опроса выяснилось, что три четверти педагогов удовлетворены качеством учебной литературы. При этом большинство педагогов хотят иметь возможность самостоятельно выбирать, по каким учебникам преподавать. Результаты опроса на страницах "Учительской газеты" комментирует директор Центра изучения школьных практик и образовательных программ 21 века Елена Чернобай.
В преддверье нового 2018-2019 учебного года государственные органы задумались о необходимости внесения изменений в некоторые стандарты, определяющие работу учреждений среднего образования. На повестке дня стоит школьная форма и замещение бумажных учебных пособий цифровыми. Каких именно изменений стоит ожидать, и как они улучшат жизнь школьников? На страницах портала "Навигатор образоания" разбираются Ирина Абанкина, Илья Новокрещенов, Олег Федоров и другие эксперты.