• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Научные подразделенияИнститут образованияАудитории Института образования НИУ ВШЭ носят имена выдающихся российских педагогов и исследователей образования XX века

Аудитории Института образования НИУ ВШЭ носят имена выдающихся российских педагогов и исследователей образования XX века


Лев Семёнович Выготский (1896–1934) – психолог и литературовед, основатель теории развития психики, известной как культурно-историческая теория; его работа 1934 года «Мышление и речь» положила начало советской психолингвистике.

Выготский связал педагогику с психологией, обнаружил и описал внутреннее развитие человека в его взаимодействии с окружающей средой. Не будучи автором методик, Выготский оставил теоретические разработки и наблюдения, которые позднее легли в основу образовательных систем педагогов (к примеру, систем Занкова, Эльконина-Давыдова). Сегодня Выготский – один из самых цитируемых в мире психологов. В Институте образования работают несколько психологов, принадлежащих к школе Выготского и продолжающих исследования в области культурно-исторической психологии (группа «Исследования современного детства»).


Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) – директор сельской школы в Украине, автор педагогической системы, в центре которой находится личность ребёнка как высшая ценность, на развитие которой направлены процессы образования и воспитания. Гуманистическая система Сухомлинского была частью советской школы, но создала предпосылки современной российской гуманистической педагогики. Проекты Института образования  − в области преодоления неравенства в образовании, педагогического образования, школьного лидерства − продолжают традицию Сухомлинского.


«Школа самоопределения» Александра Наумовича Тубельского (1940–2007) в Москве – один из самых смелых экспериментов в постсоветском школьном образовании. Тубельский первым попробовал применить в России опыт свободной педагогики.

Считая, что школа должна готовить новых людей для демократической России, Тубельский отстаивал уважение, свободу от догм, сотрудничество и сотворчество учеников, учителей и родителей как основные принципы образовательного процесса. Он был создателем ассоциации инновационных школ, лидером инновационного движения в российском школьном образовании, куда входили сотрудники Института образования В.А. Болотов, А.Г. Каспржак, И.Д. Фрумин.


Учение без принуждения – основной принцип «Педагогики сотрудничества» Симона Львовича Соловейчика (1930–1996). Не приказ, а вовлечение,  не зубрёжка, а понимание, не лекции, а диалог – вот идеи, на которых строится «Педагогика сотрудничества».  В 1994 году Соловейчик написал манифест «Человек свободный», в котором дал очень краткие и четкие определения внутренней свободы и совести, объяснил, что такое свободные ребенок, свободная школа, и каков путь к воспитанию свободных людей.

Симон Соловейчик создал и возглавил газету «Первое сентября», с самого начала утвердив одно жесткое правило: в газете нельзя писать плохое об учителях. Это правило вытекало из его видения  задачи издания  – оно должно было вдохновлять учителя работать и творить. Идеи Соловейчика о поддержке учителей, о профессиональном развитии учительства, об учении без принуждения живут в ряде проектов Института образования: поддержка школ, работающих в трудных условиях; Исследование учителей «TALIS»; «Исследование школьного лидерства».


Эдуард Дмитриевич Днепров (1936–2015) – академик Российской академии образования, в 1990–1992 годы – первый и единственный избранный министр образования России, идеолог и организатор образовательной реформы 1992 года, автор принятого в том же году Закона РФ «Об образовании», который впоследствии был признан ЮНЕСКО самым прогрессивным и демократичным законом в образовании конца XX столетия. Последние годы жизни Днепров был ординарным профессором НИУ ВШЭ, ведущим научным сотрудником Института образования, членом редакционной коллегии журнала «Вопросы образования». В память о нем для студентов и аспирантов НИУ ВШЭ учреждена специальная стипендия имени Э.Д. Днепрова.

 Евгений Федорович Сабуров (1946–2009) – выдающийся ученый-экономист, реформатор и государственный деятель, талантливый педагог, поэт, драматург и прозаик. Является одним из основоположников нормативного подушевого финансирования образования в России и разработчиком оценки инвестиций в человеческий капитал как основы гуманитарной экономики. В течение ряда лет возглавлял Институт развития образования НИУ ВШЭ. В память Е.Ф. Сабурова ежегодно проходит конференция «Сабуровские чтения», в рамках которой обсуждаются актуальные и стратегические вопросы  экономики и гуманитарной сферы.

 

Анатолий Аркадьевич Пинский (1956–­2006) – российский педагог, советник министра образования РФ, один из разработчиков реформы образования 2000 года.

В 1990-х в московской  школе № 1060, где он был директором, Анатолий Аркадьевич воплотил в жизнь основные постулаты вальдорфской педагогики, преобразованной для российских условий: вальдорфская школа – это школа для всех; наука и искусство едины; образование – это детское индивидуальное творчество; Земля и природа, а также человечество в его историческом развитии – это единый живой организм. Пинский создал и долгое время возглавлял Центр социально-экономического развития школы в Институте образования НИУ ВШЭ. Он был одним из создателей журнала «Вопросы образования» и Мониторинга экономики образования.



          

Евгений Анатольевич Князев (1955–­2013) и Наталья Владимировна Дрантусова (1971–2013) – сотрудники Института образования НИУ ВШЭ, семейная пара, погибшая 17 ноября 2013 года в авиакатастрофе в Казани. В августе 2011 года Евгений Анатольевич создал и возглавил Центр университетского менеджмента Института образования НИУ ВШЭ. Он был одним из первых российских исследователей, кто стал писать о самостоятельных стратегиях университетов, о том, что университеты являются субъектами управления – не частью машины по производству кадров, а самостоятельными игроками на интеллектуальном и социально-экономическом поле. Князев запустил важнейшее исследование по внутренней дифференциации системы высшего образования, из которого вырос проект «Динамика и институциональное многообразие систем высшего образования в постсоветских странах»