Творчество на «двойку»? Когда у школьников появляются нестандартные идеи, учителя просто не знают что с ними делать
«Чтобы всерьез обсудить неожиданную идею на уроке, учителям не хватает как времени, так и методических умений», — обращает внимание Авдеенко.
Больше половины учителей говорят, что из-за высокой нагрузки им сложно уделять время развитию креативности. На фокус-группах они признаются: чтобы обсуждать с учениками разные подходы к задачам, нужно иначе выстраивать уроки. Кто-то отмечает, что не хватает подготовки, и для такого нужна «особая квалификация». А кому-то не хватает подходящих материалов, и тогда на помощь приходят межпредметные связи. Например, учительнице математики пришлось разбираться, как связать свой предмет с лингвистикой, чтобы придумать интересные задания.
Вместе с тем даже творческие задания отдельные учителя часто сводят к поиску заранее известного «правильного» ответа. А если школьник предлагает что-то по-настоящему оригинальное, педагоги могут растеряться — как это оценивать, не всегда понятно.
Проблема особенно заметна на уроках математики и естественных наук. Даже самые смелые ученики со временем могут перестать предлагать нестандартные решения, опасаясь непонимания.
Впрочем, есть и успешные примеры. В одной из школ ученики провели исследование освещенности класса и предложили директору идеи по улучшению — редкий случай, когда школьники смогли применить свои творческие решения на практике.
«Дети продолжают учиться в школе, придуманной для индустриального мира. А сейчас важны гибкость, творчество и умение находить новые подходы», — подчеркивает исследователь.
Для изменения ситуации, считает Авдеенко, необходимо пересмотреть систему повышения квалификации учителей, включив в нее обучение непосредственно на рабочем месте с использованием технологии исследования урока.
Поздравляем Надежду с защитой диссертации и желаем вдохновения для новых идей!
Авдеенко Надежда Александровна
Лаборатория проектирования содержания образования: Аналитик