• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Творчество на «двойку»? Когда у школьников появляются нестандартные идеи, учителя просто не знают что с ними делать

Учителя убеждены, что развивать креативное мышление учеников очень важно, но на практике они часто блокируют нестандартные идеи — такой парадокс обнаружила Надежда Авдеенко в своем диссертационном исследовании. 70% опрошенных педагогов заявили, что готовы поощрять креативность, однако наблюдения показали обратное.

Творчество на «двойку»? Когда у школьников появляются нестандартные идеи, учителя просто не знают что с ними делать

© из личного архива

«Чтобы всерьез обсудить неожиданную идею на уроке, учителям не хватает как времени, так и методических умений», — обращает внимание Авдеенко.

Больше половины учителей говорят, что из-за высокой нагрузки им сложно уделять время развитию креативности. На фокус-группах они признаются: чтобы обсуждать с учениками разные подходы к задачам, нужно иначе выстраивать уроки. Кто-то отмечает, что не хватает подготовки, и для такого нужна «особая квалификация». А кому-то не хватает подходящих материалов, и тогда на помощь приходят межпредметные связи. Например, учительнице математики пришлось разбираться, как связать свой предмет с лингвистикой, чтобы придумать интересные задания.

Вместе с тем даже творческие задания отдельные учителя часто сводят к поиску заранее известного «правильного» ответа. А если школьник предлагает что-то по-настоящему оригинальное, педагоги могут растеряться — как это оценивать, не всегда понятно.

Проблема особенно заметна на уроках математики и естественных наук. Даже самые смелые ученики со временем могут перестать предлагать нестандартные решения, опасаясь непонимания.

Впрочем, есть и успешные примеры. В одной из школ ученики провели исследование освещенности класса и предложили директору идеи по улучшению — редкий случай, когда школьники смогли применить свои творческие решения на практике.

«Дети продолжают учиться в школе, придуманной для индустриального мира. А сейчас важны гибкость, творчество и умение находить новые подходы», — подчеркивает исследователь.

Для изменения ситуации, считает Авдеенко, необходимо пересмотреть систему повышения квалификации учителей, включив в нее обучение непосредственно на рабочем месте с использованием технологии исследования урока.

Поздравляем Надежду с защитой диссертации и желаем вдохновения для новых идей!